14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из наиболее крупных отраслей промышленного комплекса Республики Беларусь. Приоритетными направлениями и основными задачами развития химической и нефтехимической отрасли являются:
модернизация производства и повышение качества продукции;
создание новых видов конкурентоспособной продукции;
наращивание экспорта.
Основу нефтехимического комплекса составляют 83 предприятия и организации, входящие в Белорусский государственный концерн по нефти и химии «Белнефтехим» (далее – Концерн). Концерн объединяет крупнейшие производства, оказывающие существенное влияние на экономический потенциал Республики Беларусь.
В перспективный план инновационного развития концерна «Белнефтехим» включено 23 наиболее важных для отрасли мероприятия, направленных на создание новых и реконструкцию (модернизацию) действующих производств с использованием передовых технологий и оборудования США, Франции, Германии, Италии, Японии, Швейцарии, Голландии, Чехии, в том числе:
внедрение процесса замедленного коксования в ОАО Нафтан;
строительство комплексов алкилирования, производства бензола и параксилола, установок гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, изомеризации, гидроочистки дизельного топлива в ОАО Мозырский НПЗ;
создание производства полиэфирной основы для кровельных материалов фильерным способом, бикомпонентных волокон, полиэфирных высокопрочных и высокомодульных технических нитей типа H и HL, высокопрочных и низкоусадочных технических нитей HL, нетканых полотен способом термоскрепления в ОАО Могилевхимволокно; и др.
Рассмотрим общую характеристику инновационной деятельности на предприятиях концерна «Белнефтехим», а именно ОАО «Полоцк-Стекловолокно» и ОАО «Нафтан» завод «Полимир»,
Инновационная политика на ОАО «Полоцк-Стекловолокно» проводится в соответствии с ежегодно утверждаемой программой. Руководством предприятия на первое место были поставлены следующие цели:
Достижение запланированных объемов производства;
Выход на мировой уровень по эффективности производства и качеству продукции;
Внедряемые на предприятии инновации имеют улучшающий характер и носят преимущественно продуктовый и технико-технологический вид. Их внедрение осуществляется по следующим направлениям:
Совершенствование технологических процессов для серийно выпускаемой продукции, пользующейся постоянным спросом. Цель направления – снижение издержек на производство продукции, повышение выхода продукции с уровнем качества, соответствующего мировым стандартам;
Разработка новых видов продукции для традиционных областей применения стекловолокнистых материалов. Цель этого направления – расширение ассортимента выпускаемой продукции;
Разработка новых видов продукции. Цель данного направления – разработка продукции для новых сегментов рынка;
Автоматизация производственных процессов и рабочих мест.
Инновационная политика на ОАО «Нафтан», ОАО«Нафтан»завод «Полимир»
Качественные характеристики вырабатываемой на ОАО “Нафтан” продукции удовлетворяют требованиям внутреннего рынка Республики Беларусь. Однако экспортный потенциал предприятия снижается из-за использования устаревших и энергоемких технологий. Без решения данной проблемы в ближайшее время возможна утрата части рынков сбыта, что приведет к невосполнимым потерям для объединения экономики всего государства. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы модернизации и технического перевооружения производственных мощностей. Специалистами ОАО объединения были разработаны Программы модернизации и реконструкции ОАО “Нафтан,”целями которых являются:
повышение эффективности работы объединения за счет увеличения глубины переработки нефтяного сырья;
выпуска большего количества продукции, соответствующей мировым стандартам качества, увеличение экспортного потенциала;
снижение энергетических затрат на переработку нефти.
Проекты модернизации включают в себя:
А. Повышение отбора бензинов и изменение их ассортимента в сторону высокооктановых неэтилированных сортов, а также повышение эффективности и увеличение объемов производства ароматических углеводородов.
B. Внедрение конверсионных процессов, позволяющих повысить глубину переработки нефти и увеличить производство бензинов и средних дистиллятов за счет мазута.
C. Снижение энергетических затрат на ОАО “Нафтан”:
Основные задачи технического развития завода «Полимир» следующие:
повышение эффективности производства путем увеличения глубины переработки углеводородного сырья, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции;
повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения затрат и повышения качества;
увеличение мощности действующих установок, обеспечивающее рост объемов производства и завоевание рынков сбыта;
вывод из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Таким образом, рассматриваемые предприятия являются наиболее инновационно-активными в Витебской области и главными целями своего развития ставят разработку и внедрение новых видов продукции и технологий.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание