logo
ОП и УП

Упражнения

Упражнение 1 (к теме 1)

1.1. Сформулируйте понятия «управление», «менеджмент».

1.2. Заполните таблицу, используя формулировки, приведенные в литературных источниках, а так же ваши определения.

Понятия

Определения из учебников

Ваши определения

Управление

Менеджмент

Школа управления

Система управления

Принципы управления

Упражнение 2 (к теме 1)

Укажите в схеме основные школы управления в соответствии с их представителями:

Д.Мак-Грегор

Ф.Герцберг

Э.Мейо

А.Маслоу

А.Файоль

М.Вебер

Ф.Тейлор

Л. Гилберт

Упражнение 3 (к теме 1)

3.1. Определите особенности третьего периода развития науки управления.

3.2. Раскройте особенности в развитии управления в 4-м информационном периоде.

3.3. Опишите главные тенденции развития мировой экономики, которые будут иметь определяющее значение в развитии науки управления в ХХI веке.

3.4. Выявите отличия административной школы управления от научной.

Упражнение 4 (к теме 3)

4.1. Проанализируйте весомость функций управления, планирования и организации. Выясните роль каждой из них на предприятии.

4.2. Сформулируйте сущность концепции «кнута и пряника» и опишите её эволюцию.

4.3. Разработайте схему реализации процесса контроля на предприятии. Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей.

4.4. В чём суть взаимосвязи общих и специальных функций управления.

Упражнение 5 (к теме 5)

Составьте алгоритм (последовательность) решения управленческих задач, пронумеровав нижеперечисленные действия номерами от 1 до 17:

Упражнение 6 (к теме 5)

  1. Составьте дерево решений, чтобы лучше и нагляднее представить себе ситуацию выбора.

Предприятию А предложено изготовить образец нового регулятора. В случае, если образец по своим качествам превзойдет старые регуляторы, предприятие А получит заказ на изготовление 500 новых регуляторов стоимостью 250 ден. ед. за штуку. Конструкторская служба предприятия находит, что имеются благоприятные условия для разработки и производства нового регулятора. При этом расходы на исследовательские работы и конструирование составляют 2500 ден. ед., на изготовление образцов также 2500 ден. ед.

Основные затраты производства серии из 500 новых регуляторов составляют при применении прежней технологии 10 000 ден. ед., к которым прибавляются дополнительные расходы в пределах 190 ден. ед. в расчете на один регулятор.

При внедрении новой технологии основные расходы были бы на 4000 больше: (14 000 - 10 000), однако таким путем удалось бы уменьшить дополнительные расходы в расчете на один регулятор со 190 до 164 ден. ед.

Если выяснится, что новая технология не будет в срок готова к внедрению, можно все же выполнить заказ в срок с помощью старой технологии, но при этом дополнительные затраты составят 2000 ден. ед.

Кроме того, следует учесть, что в случае принятия заказа уменьшаются производственные мощности предприятия по изготовлению старой продукции, поэтому предприятие потеряет 5000 ден. ед.

Методические указания для выполнения упражнения 6:

Дерево целей.

Количество и разнообразие целей и задач в управлении настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей (рис. 1.). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

Пример построения дерева целей дан на рисунке 6.1.

Рис. 6.1 Дерево целей организации

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее управления. Аналогично строится и дерево решений.

Упражнение 7 (к теме 6)

7.1. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления)

7.2. Дайте характеристику внешней среды предприятия.

7.3. Опишите параметры внутренней среды предприятия.

7.4. Приведите примеры, подтверждающие положение о том, что управление – это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности.

7.5. Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

7.6. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трем уровням управления.

Упражнение 8 (к теме 6)

Перечислите факторы, препятствующие эффективному взаимодействию предприятия с внешней средой, и занесите их в таблицу.

Факторы, негативно влияющие на взаимодействие

Степень значимости факторов

Меры по ослаблению влияния

Упражнение 9 (к теме 7)

9.1. Продумайте схему и разработайте варианты структур управления в какой-либо известной вам организации. Опишите их.

9.2. Спроектируйте организационную структуру организации любого типа.

Упражнение 10 (к теме 7)

Изучить организационные структуры ОАО «Нафтан» и Завод "Полимир" ОАО "Нафтан" и определить к какому типу они относятся.

Упражнение 11 (к теме 8)

Назовите и дайте характеристику информации при подборе кадров на предприятии. Выясните, какие из них носят объективный, а какие субъективный характер. Составьте перечень источников информации.

Упражнение 12 (к теме 11)

12.1. Разработайте модель влияния руководителя на подчиненных, использовав способы эмоционального и рассудочного влияния.

12.2. Назовите и дайте характеристику разновидностей ложного авторитета

12.3. Назовите основные виды темпераментов и характеров личности, раскройте их содержание.

12.4. На конкретных примерах покажите применение руководителем различных методов управления и стилей руководства.

12.5. Выявите случаи, когда стиль руководства сдерживает развитие и вступает в противоречие с методами управления.

12.6. Поясните, почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным.

12.7. Почему один и тот же стиль руководства не подходит для всех организаций

Упражнение 13 (к теме 11)

В исследованиях было выявлено 20 основных видов отношений, и по каждому из них был выявлен доминирующий из трех возможных (авторитарный, либеральный, демократический) тип отношений. Они представлены ниже. Распределите отношения по стилям управления.

1.Моделирование полномочий:

1) руководитель сосредоточивает полномочия у себя; 2) делит их со своими сотрудниками; 3) передает полномочия, но на контроль исполнения затрачивает времени больше, чем если бы их выполнял сам.

2.Установление ответственности:

1) делит ее с подчиненными; 2) старается возложить ее на подчиненных; 3) берет ее полностью на себя.

3.Активность и инициативность:

1) ожидает инициативу со стороны, сам избегает проявлять ее; 2) исходит только от руководителя, а со стороны подчиненных не поощряется; 3) ее проявляют и руководитель, и подчиненные.

4.Организация выработки решений по управлению коллективом:

1)применяет и отменяет решения единолично; 2) решает дела вместе с подчиненными, а единолично – лишь самые срочные вопросы; 3) обходит решение вопросов, особенно сложных.

5.Поведение при недостатке знаний:

1) не стремиться восполнить пробелы в своих знаниях; 2) решает лично доже те вопросы, с которыми недостаточно знаком; 3) не скрывает своего не знания.

6.Позиция относительно самостоятельности подчиненных:

1) навязывает им свое мнение; 2) подчиненные предоставлены сами себе; 3) заинтересован в их самостоятельной работе.

7.Преобладающие методы руководства:

1) обычно приказывает, никогда не просит; 2) часто делает замечания и выносит выговоры подчиненным; 3) обращается к ним за советами, с поручениями и просьбами.

8.Способы поддержания трудовой дисциплины:

1) не в состоянии ее контролировать; 2) поддерживает ее преимущественно методами убеждения; 3) требует формального соблюдения дисциплины и беспрекословного подчинения.

9.Осуществление контроля деятельности подчиненных:

1) контролирует регулярно, но не вмешивается в их работу; 2) контролирует работу от случая к случаю; 3) постоянно и жестко контролирует работу подчиненных, причем в процессе контроля вмешивается в их деятельность.

10.Характер требовательности к подчиненным:

1) придирается, предъявляет к ним несправедливые требования, требует по принципу «давай – давай»; 2) справедливо требует; 3) требует эпизодически, нерегулярно.

11.Реакция на советы и возражения подчиненных:

1) не считается с их соображениями; 2) далеко не всегда имеет свое мнение, подчас подчиненные дают не только советы, но и указания; 3) регулярно советуется с ними, особенно в сложных ситуациях.

12.Восприятие критики со стороны подчиненных:

1) на критику не обижается и старается использовать ее для улучшения обстановки в коллективе; 2) критику выслушивает и обещает принять соответствующие меры, но ничего не предпринимает; 3) не скрывает своего отрицательного отношения к критике.

13.Состояние контактов с подчиненными:

1) сознательно ограничивает общение с ними и держится от них на расстоянии; 2) регулярно общается с ними и информирует их о проблемах коллектива; 3) выступает в панибратские отношения с ними.

14.Психологический такт в общении:

1) в общении равнодушен; 2) обращается с подчиненными, не считаясь с общественными нормами, проявляет временами нетактичность и даже грубость; 3) обращается вежливо и доброжелательно.

15.Самооценка:

1) ничем не обнаруживает своего превосходства над подчиненными; 2) безразличен к тому, как они его оценивают; 3) считает себя незаменимым в коллективе.

16. Соотношение решений функциональных и социально-психологических задач:

1) интересуется только достижением функциональных целей, независимо от настроения подчиненных; 2) старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе, удовлетворяет справедливые требования их; 3) не заинтересован в работе и подходит к ней формально.

17. Сотрудничество и взаимное доверие:

1) индифферентны по отношению друг к другу;

2) в коллективе отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества;

3) работники поддерживают дружеские отношения.

18. Ближайшее окружение:

1) старается окружить себя квалифицированными специалистами, и исполнители считают себя квалифицированными специалистами;

2) исполнители считают себя квалифицированнее руководителя;

3) помощники и заместители подчиняются руководителю безоговорочно.

19. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

1) не снижается; 2) повышается; 3) снижается.

20. Отношение к нововведениям:

старается их избегать; 2) охотно их поддерживает; 3) консервативен.

Упражнение 14 (к теме 11)

Объедините в триады аналогичные названия стилей руководства:

1.авторитарный; 2. попустительский; 3. демократический; 4. директивный; 5. коллегиальный;6. либеральный; 7. автократичный;. 8. анархический; 9. интегральный.

Выберите правильный ответ: а) 1, 4, 7; б) 3, 5, 9; в) 2, 6, 8.

Упражнение 15 (к теме 12)

Составьте деловое письмо в предложенной преподавателем ситуации, основываясь на предложенных ниже правилах написания эффективного делового письма

Написание эффективного делового письма

Письменная речь выполняет несколько иную функцию, чем устная. Письменная речь помогает общаться на расстоянии. Бумажная коммуникация – важная часть работы руководителя и специалиста. Следует отметить и отсутствие прямой связи между умением говорить и умением писать. Не каждый, умеющий говорить, точно так же убедительно может изложить это письменно.

Любое письменное сообщение включает три основных элемента, совершенствование которых означает развитие ваших коммуникативных способностей писать. Это: структура и схема сообщения; содержание письма; стиль изложения и его эмоциональная окраска.

Некоторые советы для эффективного делового письма.

Четко определите цель письма, которая должна быть ясной и понятной получателю, как и то, какой ответ вы хотите получить.

Исходя из цели, определите порядок и соотношение основных частей сообщения.

Основываясь на принципах кратности и ясности, проверьте длину предположений. Не допускайте менторского тона, жаргона, высокомерия.

Избегайте пышности и витиеватости, штампов и клише.

Проверьте тот ли тон в письме, который для вас необходим.

Обратите особое внимание на недопущение грамматических и орфографических ошибок.