logo
ОП и УП

12.1. Содержание коммуникаций

Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем управления.

Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии.

В практическом плане коммуникация - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов.

Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

  1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;

  2. Сообщение - непосредственно информация;

  3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);

  4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информация заложена скорее «между строк») и смешанные.

По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом:

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности предприятия, уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе предприятия.

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

Осуществление коммуникаций на предприятии или в группе приводит к выполнению следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:

Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но также ее восприятие, понимание и усвоение.

Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

Личностные барьеры — это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями; системами ценностей; неумением слушать собеседника; различиями в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте; психологическая несовместимость людей, участвующих в коммуникации.

Физические барьеры — это коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или, наоборот, содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов (жесты, движение, позы, выражение лица, взгляды, улыбки, интонация, модуляция голоса, плавность речи, время, пространственное расположение и т.д.).

Семантические барьеры – это преграды в коммуникациях, обусловленные разным пониманием слов. Поскольку слова(символы) могут иметь разные значения для разных людей, то интерпретация информации может быть разной.