logo
ОП и УП

Классическая или административная школа управления

(1920 - 1950 гг.)

Основатели школы — А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон — пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного уп­равления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности.

А. Файоль разработал 14 общих принципов управления, от которых, по его мнению, зависит успешное управление любой организацией:

  1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выпол­нения работы);

  2. власть (право давать команды и нести ответственность за ре­зультаты);

  3. дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

  4. единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

  5. единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

  6. подчинение индивидуальных интересов общим;

  7. вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

  8. централизация (уровень централизации и децентрализации дол­жен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

  9. скалярная цепь (четкое построение целевой последовательнос­ти команд от руководства к подчиненным);

  10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);

  11. справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

  12. стабильность персонала (кадры должны находиться в стабиль­ной ситуации);

  13. инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

  14. корпоративный дух (следует создавать дух единства и совмест­ных действий, сплачивать коллектив).

Применение перечисленных принципов в практической деятельно­сти должно носить гибкий характер, и всегда необходимо учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

Со временем такие положительные элементы научного управления, как научно разработанные принципы, правила, рекомендации и регламентированные нормы, привели к формированию строго определенной, принудительной системы работы на предприятии, В результате усилился антагонизм между управляющими и рабочими. Реакцией на недостатки классического подхода к управлению явилось возникновение школы человеческих отношений.