logo
ОП и УП

10.3. Система управления персоналом

Управление персоналом включает специальные функции управления людьми: подбор, расстановку, оценку кадров, их подготовку и переподготовку, повышение квалификации, продвижение по службе, ротацию, развитие и планирование персонала, формирование резерва и работу с ними.

Основная цель управления персоналом – с наибольшей эффективностью использовать кадровый потенциал, которая осуществляется через стабилизацию и развитие кадрового потенциала.

Под кадровым потенциалом понимается уровень совместных возможностей персонала предприятия, в которых интегрируются:

Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением. Их основными функциями являются: учет; прогно­зирование и планирование потребности в кадрах; организация набора, изучения и оценки; подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам.

Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое.

В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и определение потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; набор, отбор, оценка персонала; тестирование; планирование перемещений и увольнений; текущий учет и контроль; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; формирование резерва на выдвижение, воспитательная работа; разре­шение конфликтов, проведение социальной политики.

Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, т. е. системы теоретических взглядов, идей, требований в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.

Работа с персоналом должна рассматриваться как система (рис. 10.1.), и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.

Основой системы управления персоналом предприятия является механизм управления, который включает в себя принципы, функции, методы управления персоналом и стиль руководства.

Рис. 10.1.Система управления персоналом

Основными принципами управления персоналом могут быть названы:

- индивидуализации деятельности кадровой службы, когда рассматривается личность каждого работника, его интересы и потребности;

- изучении и учете коллективного мнения работников предприятия при принятии важнейших решений по проблемам его деятельности;

- участии коллектива подразделения в оценке своих работников;

- вовлечении в процесс управления предприятием рядовых сотрудников через их участие в кружках качества, общественных бюро экономического анализа и т.п.;

- обязательном информировании работников о результатах и перспективах производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

- должно охватывать не отдельные категории работников, а весь персонал;

- должно быть направлено на разрешение причин существующих проблем, а не их следствий;

- должно использовать разные методы, приемы, средства работы с персоналом.

Функции управления персоналом представляют собой относительно стабильные, характеризующиеся определенной однородностью и сложностью, виды управленческой деятельности, с помощью которых происходит воздействие на персонал. Именно в функциях раскрывается содержание управления персоналом как процесса.

Важнейшими функциями управления персоналом являются следующие (рис.10.2.):

Рис. 10.2. Функции управления персоналом

В соответствии с действующей оргструктурой предприятия в управлении персоналом на НПЗ в зависимости от направления работы участвуют: заместитель генерального директора завода по персоналу и социальному развитию, отдел кадров (ОК), отдел подготовки кадров (ОПК), отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ), отдел социального развития (ОСР), информационно - вычислительный центр (ИВЦ), руководители структурных подразделений и служб. Общее руководство и координацию процесса управления персоналом осуществляют генеральный директор и заместитель генерального директора завода по персоналу и социальному развитию.

Планирование персонала – это одна из важнейших функций управления персоналом, которая состоит в количественном, качественном, временном, пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей предприятия.

Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек.

Численность работников в настоящее время централизованно не устанавливается, это – расчетный показатель.

Потребность в персонале предприятия зависит от планируемых объемов производства, уровня производительности труда, технологического и организационного уровня производства и многих других факторов.

Укрупнено требуемая численность работников предприятия может быть определена:

(10.1)

где Чп, Чб – численность ППП в плановом и базисном периоде соответственно, чел.

– индекс изменения объема производства в плановом периоде по сравнению с базисным;

Э – относительное уменьшение численности персонала за счет роста производительности труда, чел.

Данный метод расчета применим только для действующих предприятий со стабильным плавным изменением производственной программы.Более точной и обоснованной является методика определения плановой численности работников предприятия прямым способом. Наиболее распространенными являются следующие методы определения потребности в рабочих:

Основными статьями затрат на персонал, которые необходимо учитывать при планировании, являются:

Предприятие заинтересовано в привлечении высококвалифицированного персонала. Для этих целей наряду с функциями планирования потребностей в кадрах, использования кадров, обеспечения кадрами осуществляется маркетинг персонала.

Маркетинг персонала включает:

Поиск необходимых работников осуществляется с помощью:

- объявлений в газетах (прямые, косвенные или зашифрованные) и других средствах массовой информации;

- государственных служб занятости;

- неформальных коммуникаций (непосредственное или через деловых партнеров или знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность);

- реакции на непосредственное заявление о приеме на работу;

- договоров о сотрудничестве с высшими, средними специальными, профессионально-техническими учебными заведениями;

- конкурсов на замещение вакансий; ярмарок вакансий;

- механизмов выборов предварительного резерва; систем тестирования, собеседования.

Для привлечения кандидатов предприятие может использовать методы поиска внутри организации и привлечение кандидатов со стороны.

Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в табл. 10.1.

Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала.

Таблица 10.1

Сравнительная характеристика внутренних и внешних источников набора персонала.

Достоинства

Недостатки

Привлечение за счет внутренних источников

Знание производства, его особенностей

Знание сотрудников и их возможностей.

Появляется возможность продвижения у других сотрудников, освобождаются начальные места для молодежи.

Быстрое замещение должности и незначительные расходы при наборе

Возникает сплоченный климат в коллективе

Уменьшается возможность выбора

Высокие расходы на повышение квалификации

Возможна «производственная слепота», т.е. не видно недостатков у собственных кандидатов

Напряженность среди сотрудников, борьба за выдвижение (нездоровая конкуренция за рабочее место)

Психологическая отторжимость выдвиженца коллективом

Замещение мест и повышение в должности только «ради мира и спокойствия»

Привлечение за счет внешних источников

Покрывается потребность в кадрах

Большая возможность выбора

Новые импульсы для предприятия, за счет знания кандидатом другого предприятия

Большие расходы при наборе

Нет знания производства, необходимы время и расходы на общее ознакомление и испытательный срок

Высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров

Нового работника плохо знают в коллективе