10.3. Система управления персоналом
Управление персоналом включает специальные функции управления людьми: подбор, расстановку, оценку кадров, их подготовку и переподготовку, повышение квалификации, продвижение по службе, ротацию, развитие и планирование персонала, формирование резерва и работу с ними.
Основная цель управления персоналом – с наибольшей эффективностью использовать кадровый потенциал, которая осуществляется через стабилизацию и развитие кадрового потенциала.
Под кадровым потенциалом понимается уровень совместных возможностей персонала предприятия, в которых интегрируются:
профессиональные возможности работников и руководителей;
организационная культура;
сложившиеся в организации межличностные отношения (социально-психологический климат коллектива предприятия);
господствующий в организации стиль руководства.
Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением. Их основными функциями являются: учет; прогнозирование и планирование потребности в кадрах; организация набора, изучения и оценки; подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам.
Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое.
В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и определение потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; набор, отбор, оценка персонала; тестирование; планирование перемещений и увольнений; текущий учет и контроль; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; формирование резерва на выдвижение, воспитательная работа; разрешение конфликтов, проведение социальной политики.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, т. е. системы теоретических взглядов, идей, требований в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.
Работа с персоналом должна рассматриваться как система (рис. 10.1.), и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.
Основой системы управления персоналом предприятия является механизм управления, который включает в себя принципы, функции, методы управления персоналом и стиль руководства.
Рис. 10.1.Система управления персоналом
Основными принципами управления персоналом могут быть названы:
Принцип подбора кадров по личным и деловым качествам.
Принцип преемственности персонала на основе сочетания в трудовых коллективах опытных и молодых работников.
Принцип профессионального и должностного продвижения кадров на основе обеспечения условий для постоянного повышения их профессиональной квалификации.
Принцип открытого соревнования, согласно которому предприятие, стремящееся к росту своего кадрового потенциала, должно поощрять открытое соревнование между работниками, стремящимися занять руководящие посты. Основное внимание при этом уделяется самообразованию руководителей, поскольку организация не может позволить себе иметь управленцев, не заинтересованных в росте своего профессионального мастерства.
Принцип демократизации работы с кадрами, который заключается в:
- индивидуализации деятельности кадровой службы, когда рассматривается личность каждого работника, его интересы и потребности;
- изучении и учете коллективного мнения работников предприятия при принятии важнейших решений по проблемам его деятельности;
- участии коллектива подразделения в оценке своих работников;
- вовлечении в процесс управления предприятием рядовых сотрудников через их участие в кружках качества, общественных бюро экономического анализа и т.п.;
- обязательном информировании работников о результатах и перспективах производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Принцип системности работы с кадрами, означающий, что управление персоналом:
- должно охватывать не отдельные категории работников, а весь персонал;
- должно быть направлено на разрешение причин существующих проблем, а не их следствий;
- должно использовать разные методы, приемы, средства работы с персоналом.
Принцип адаптивности к динамичным условиям внешней среды. В первую очередь данный принцип требует соответствия кадровой работы в организации возникающим новым ситуациям.
Функции управления персоналом представляют собой относительно стабильные, характеризующиеся определенной однородностью и сложностью, виды управленческой деятельности, с помощью которых происходит воздействие на персонал. Именно в функциях раскрывается содержание управления персоналом как процесса.
Важнейшими функциями управления персоналом являются следующие (рис.10.2.):
Рис. 10.2. Функции управления персоналом
В соответствии с действующей оргструктурой предприятия в управлении персоналом на НПЗ в зависимости от направления работы участвуют: заместитель генерального директора завода по персоналу и социальному развитию, отдел кадров (ОК), отдел подготовки кадров (ОПК), отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ), отдел социального развития (ОСР), информационно - вычислительный центр (ИВЦ), руководители структурных подразделений и служб. Общее руководство и координацию процесса управления персоналом осуществляют генеральный директор и заместитель генерального директора завода по персоналу и социальному развитию.
Планирование персонала – это одна из важнейших функций управления персоналом, которая состоит в количественном, качественном, временном, пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей предприятия.
Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек.
Численность работников в настоящее время централизованно не устанавливается, это – расчетный показатель.
Потребность в персонале предприятия зависит от планируемых объемов производства, уровня производительности труда, технологического и организационного уровня производства и многих других факторов.
Укрупнено требуемая численность работников предприятия может быть определена:
(10.1)
где Чп, Чб – численность ППП в плановом и базисном периоде соответственно, чел.
– индекс изменения объема производства в плановом периоде по сравнению с базисным;
Э – относительное уменьшение численности персонала за счет роста производительности труда, чел.
Данный метод расчета применим только для действующих предприятий со стабильным плавным изменением производственной программы.Более точной и обоснованной является методика определения плановой численности работников предприятия прямым способом. Наиболее распространенными являются следующие методы определения потребности в рабочих:
по трудоемкости производственной программы;
по нормам выработки;
по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контролю за технологическим процессом.
Основными статьями затрат на персонал, которые необходимо учитывать при планировании, являются:
основная и дополнительная заработная плата;
социальные выплаты;
отчисления на социальное страхование;
расходы на служебные командировки и разъезды;
расходы на подготовку, повышение квалификации и переподготовку персонала;
Предприятие заинтересовано в привлечении высококвалифицированного персонала. Для этих целей наряду с функциями планирования потребностей в кадрах, использования кадров, обеспечения кадрами осуществляется маркетинг персонала.
Маркетинг персонала включает:
исследование рынка рабочей силы;
исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей;
воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места на предприятии (реклама должностей);
проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономисты, рабочие) и выбор путей ее привлечения;
проведение рекламных кампаний с целью привлечения новых сотрудников требуемой квалификации;
формирование потенциальных кандидатов внутри предприятия.
Поиск необходимых работников осуществляется с помощью:
- объявлений в газетах (прямые, косвенные или зашифрованные) и других средствах массовой информации;
- государственных служб занятости;
- неформальных коммуникаций (непосредственное или через деловых партнеров или знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность);
- реакции на непосредственное заявление о приеме на работу;
- договоров о сотрудничестве с высшими, средними специальными, профессионально-техническими учебными заведениями;
- конкурсов на замещение вакансий; ярмарок вакансий;
- механизмов выборов предварительного резерва; систем тестирования, собеседования.
Для привлечения кандидатов предприятие может использовать методы поиска внутри организации и привлечение кандидатов со стороны.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в табл. 10.1.
Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала.
Таблица 10.1
Сравнительная характеристика внутренних и внешних источников набора персонала.
Достоинства | Недостатки |
Привлечение за счет внутренних источников | |
Знание производства, его особенностей Знание сотрудников и их возможностей. Появляется возможность продвижения у других сотрудников, освобождаются начальные места для молодежи. Быстрое замещение должности и незначительные расходы при наборе Возникает сплоченный климат в коллективе | Уменьшается возможность выбора Высокие расходы на повышение квалификации Возможна «производственная слепота», т.е. не видно недостатков у собственных кандидатов Напряженность среди сотрудников, борьба за выдвижение (нездоровая конкуренция за рабочее место) Психологическая отторжимость выдвиженца коллективом Замещение мест и повышение в должности только «ради мира и спокойствия» |
Привлечение за счет внешних источников | |
Покрывается потребность в кадрах Большая возможность выбора Новые импульсы для предприятия, за счет знания кандидатом другого предприятия | Большие расходы при наборе Нет знания производства, необходимы время и расходы на общее ознакомление и испытательный срок Высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров Нового работника плохо знают в коллективе |
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание