3.2. Проблемы микроэтики.
Типичные этические нарушения в жизни организации и методы их предотвращения.
Проблемы, относящиеся к области микроэтики, связаны с двумя типами отношений: 1) между руководителями и работниками и 2) между собственниками и менеджментом предприятия.
Как правило, все разработки, относящиеся к микроэтике, касаются первой категории отношений, поскольку вторые не доступны для внешнего анализа.
Отношения между руководством компании и сотрудниками принципиально неравноправны, поскольку последние являются зависимой стороной. Заявить об интересах работников может профсоюз, если его деятельность не блокируется администрацией.
Для руководства большинства компаний проблема повышения уровня корпоративной этики связана с тем уроном, который наносят неэтичные действия сотрудников.
Самыми распространенными являются следующие нарушения:
-
предложение взятки или согласие ее принять;
-
принятие дорогих подарков;
-
выплата соучастнику части незаконно полученных денег;
-
участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;
-
мошенничество;
-
неуступчивость в конфликте интересов;
-
личное поведение, нанесшее вред репутации компании;
-
ведение противозаконной политической деятельности (незаконные выплаты политическим организациям);
-
неоправданное завышение или занижение цены;
-
раскрытие секретов компании;
-
прямое или косвенное использование внутренней информации или активов компании в личных целях;
-
фальсификация данных о положении дел в компании;
-
нечестность в предоставлении информации и в рекламе;
-
противоправное поведение в интересах своей фирмы;
-
невежливое поведение.
Существует четыре уровня в системе регулирования деловой этики в организации:
-
этические принципы, преобладающие во внешней для организации среде;
-
нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации (например, корпоративный этический кодекс);
-
ценности и нормы, принятые в коллективе сотрудников компании, моральный климат организации (здесь многое определяется мировоззрением ключевых фигур, имеющих наибольшее влияние на корпоративную культуру и личным примером руководителя);
-
индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к моральной деятельности, основанные на индивидуальных ценностях, жизненных идеалах, представлениях о добре и зле, понимании долга.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.