Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
При длительном контакте собеседники уделяют друг другу больше внимания, одновременно возрастает их взаимная зависимость. Для углубленного и более объективного восприятия и понимания собеседника человек располагает дополнительными познавательными возможностями.
В каждой конкретной ситуации важно понимать, что нужно в данный момент твоему собеседнику, как он себя чувствует, как воспринимает происходящее. Эта информация необходима для выбора правильной линии поведения.
Существуют три основных механизма, которые используются для понимания и восприятия собеседника в процессе длительного общения: : идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация – уподобление себя другому человеку, мысленное перемещение себя на место другого и прогнозирование своих переживаний, мыслей и действий в этой ситуации.
Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств, не рациональное объяснение, а стремление «прочувствовать», эмоционально откликнуться на его проблемы.
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс, требующий специальных усилий, навыка самонаблюдения и психологических знаний.
Чтобы понять собеседника, необходимо обратить на него внимание.
Источником информации могут быть как высказывания собеседника, так и его невербальные проявления: выражение лица, взгляд, жесты, интонации, помогающие понять внутреннее состояние другого человека.
Мешают понять другого человека:
-
сосредоточенность на себе;
-
неконструктивные привычки мышления, когда мы оперируем не фактами, а их оценками, обвиняем собеседника или пытаемся подогнать его поведение под собственные стереотипы;
-
негативный настрой собеседника, его отрицательные эмоции и высказывания;
-
собственные негативные переживания, возникающими в ответ на его действия или высказывания.
Если собеседник настроен негативно, необходимо как можно точнее понять, что именно его не устраивает. Негативные переживания сигнализируют о тех потребностях человека, которые в данный момент не могут быть удовлетворены. Пока мы не выясним, что именно нужно собеседнику, у нас нет возможности наладить с ним отношения партнера по общению.
Современная деловая культура выработала определенный стиль поведения, основанный на внимании к собеседнику, его переживаниям, мыслям, потребностям.
Выражение понимания и сочувствия собеседнику:
-
Описание языком фактов неприятной ситуации;
-
Описание его переживаний в этой ситуации (называть те переживания, которые он испытывает);
-
Описание тех его потребностей, которые не удовлетворены в этой ситуации
Важно уметь интерпретировать высказывания собеседника, давать ему обратную связь о том, как вы его понимаете, предоставлять собеседнику возможность высказаться о своем состоянии и своей позиции.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.