logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.

Значительные сложности связаны с регулированием деятельности производителей в отношении ее социокультурных последствий. Для разработки соответствующих законов данный аспект хозяйственной деятельности недостаточно изучен, да и сами последствия могут проявиться через значительное время. Например, в Японии, являющейся одним из лидеров компьютерного рынка, был введен запрет на использование компьютеров в обучении детей младшего возраста. Оказалось, что преждевременная «компьютеризация» негативно сказывается на развитии образного восприятия и, как следствие – ряда мыслительных функций.

Кроме того, осознание негативных эффектов наступает лишь тогда, когда уже нанесен серьезный ущерб отдельным людям и обществу в целом, как это произошло в нашей стране с игорным бизнесом. Для введения существенных ограничений в этом виде деятельности необходимо было, чтобы от него пострадали тысячи людей, возник новый вид психических заболеваний – игровая зависимость. Пришлось создавать стационары для лечения этих больных, тратить средства на их лечение и реабилитацию. Множество потенциально трудоспособных членов общества оказались исключенными из сферы общественного производства. Это эффекты, которые лежат на поверхности, но последствия широкого распространения азартных игр привели также к деформациям в общественном сознании: немалая часть людей, не относясь к больным игровой зависимостью, разделяет их стремление получать деньги, не затрачивая труда, что делает их малопригодными к полноценной работе, а значит, подрывает экономический потенциал общества.

Другим ярким примером является коммерциализация книгоиздательской деятельности, СМИ и культуры в целом. Нежелательные побочные эффекты проявились одновременно со свободой самовыражения для авторов и стремлением к более полному удовлетворению потребностей читателей и зрителей. Значительно снизилось качество творческого продукта. Характерная для нашей культуры направленность на внутренний мир человека, совершенствование личности оказалась экономически невыгодной. Стремление к максимальному коммерческому успеху привело к появлению пропаганды насилия и пороков, стала преобладать ориентация на массового потребителя, имеющего сниженные идеалы, невысокий образовательный и нравственный уровень.

Книги, театр, кино, телевидение не только развлекают своих читателей и зрителей, они еще и формируют общественные ценности и идеалы, участвуют в создании социальных норм. Коммерциализация культуры привела к значительным деформациям в общественном сознании, массовому разрушению культуры речи, легализации антиобщественных форм поведения, появлению в качестве героев аморальных личностей – и все это благодаря ориентации на существующий спрос.

В данном случае побочный эффект проявился не только на уровне культуры, снижая общественную нравственность и препятствуя реализации личностного потенциала значительной массы людей. Негативные последствия существенны и для экономики страны, так как уже сформировалось поколение, ориентированное в большей степени на потребление, чем на созидание, а это уже прямая угроза трудовому потенциалу станы.