logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Методы управления напряжением в диалоге

Действия, влияющие на эмоциональное состояние собеседника

Повышающие напряжение

Снижающие напряжение

Перебивание

Пауза, представление собеседнику возможности высказаться

Избегание контакта глаз

Визуальный контакт

Стремление доминировать в разговоре, монологические высказывания

Обеспечение равных возможностей участия в разговоре, обращение к собеседнику с вопросами

Повышение тона и темпа речи

Понижение тона и темпа речи

Чрезмерная настойчивость, давление на собеседника

Уступчивость, ровный и спокойный тон

Негативные высказывания в адрес личности собеседника, принижение его значимости и демонстрация своего превосходства

Позитивные высказывания в адрес личности собеседника, подчеркивание его вклада и значимости его мнения

Враждебность

Доброжелательность

Игнорирование собеседника

Внимание к собеседнику

Чрезмерная жестикуляция, необоснованное сокращение дистанции

Сдержанная жестикуляция, психологически безопасная для собеседника дистанция

Резкая критика, замечания, поспешные возражения

Выражение согласия

Оценки, непрошеные советы, указания, нравоучения

Безоценочные высказывания, обращение к мнению собеседника

Эгоцентрическая позиция, преследование лишь своих интересов, игнорирование эмоционального состояния собеседника

Внимание не только к словам собеседника, но и к его состоянию, отражение переживаний собеседника, эмпатия