3. Религиозная этика
Для России социальная и хозяйственная этика неразрывно связана с православием, в частности, с представлениями о главных добродетелях, долге человека и смысле труда, отношении к земным благам, бедности и богатству и русская экономическая философия была представлена именно мыслителями религиозного направления.
В России XIX - начала XX века хозяйственная жизнь регулировалась обычно-правовыми нормами (т.е. нормами, сложившимися по обычаям предков), осмысленными в духе христианского учения.
Целью жизни, согласно православному мировоззрению, является спасение души, а главные заповеди - это любовь к Богу и любовь к ближнему.
Наиболее значимыми являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как способу формирования личности, выработки сильного духом «не падающего» деятеля. Терпение и самоограничение - это принцип существования, поддержания гармонии и равновесия в мире. Другим важнейшим установлением является «хранение совести». В понятие совести входят взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, трудолюбие, вера, уважение к старшим, а также обычай просить прощения друг у друга.
У такой личности самоутверждение направлено не на внешний мир, а внутрь себя, на «устроение» собственной личности. При этом труд, в частности предпринимательство, имеет высокое нравственное значение и воспринимаются как исполнение воли Божией, и. Человек не освобождается от бремени труда, но одухотворяет его.
Труд, совершаемый ради любви к ближнему, направленный на раскрытие данного Богом таланта, на совершенствование и воспитание души признается в христианстве безусловно благим, угодным Богу. Напротив, труд, направленный на самоутверждение, самовозвеличивание, совершаемый ради сребролюбия, тщеславия, превосходства над другими, как и труд, подавляющий человека, истощающий или растлевающий его, признается в христианстве либо просто суетным, лишенным смысла, либо даже пагубным.
Именно благодаря способности быть творческим "со-трудником" Богу, созидать новое, еще не бывшее, в человеке, созданном "по образу и подобию Божию" и проявляется его богоподобие. Необходимость труда вытекает из участия человека в преображении земли и соотносится с исполнением им своего дела на земле, с обязанностью перед Богом и своим высшим призванием, с любовью к ближним и обязанностями по отношению к ним: «трудитесь, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4,28).
Представляется вполне естественным, что российские предприниматели свое дело воспринимали как своеобразную миссию, жизненную долю, возложенную на них Богом. Считалось, что богатство дано Богом только в пользование, и Он потребует ответа. Никакие земные блага не могут быть, с христианской точки зрения, достойной целью существования человека, потому что они временны, случайны и непостоянны.
Постановка материальных вещей и внешних благ главной целью существования ведет к потере внутренней свободы; поклонение внешним благам, как и достижение этих внешних благ, часто покупается ценой отказа от совести и подчинения злу. По Евангелию никакие внешние блага не могут быть куплены ценою поклонения тому, чему не надлежит поклоняться.
Внешние блага не являются основной целью человека, но это не означает, что ими нельзя пользоваться. «Все мне позволительно, но не все полезно; ... Все мне позволительно, ничто не должно обладать мною» (1 Кор 10,23; 6,12). Дело не в обладании или не обладании имуществом, а во внутреннем отношении к нему. Пользование имуществом и земными благами вообще для удовлетворения насущных потребностей и для добрых дел признается вполне естественным и необходимым.
Для Православия в центре внимания оказывается внутренняя жизнь человека. Это означает, что именно внутренняя мотивация труда и внутреннее отношение к внешним явлениям, включая земные блага, вознаграждение за труд и т.д., оказываются самыми важными. Такой подход к хозяйственной деятельности является отражением естественной для нашего национального менталитета идеи служения, позволяет органично соединить повседневную жизнь человека и высший смысл его жизни, сугубо практические и нравственные оценки, профессиональные обязанности и долг перед Богом и ближними.
Этические основания разрешения нравственно-экономического конфликта
Рассмотренные концепции этики бизнеса разработаны именно с целью снятия неопределенности в ситуациях, когда экономические и моральные соображения требуют от человека принципиально различных действий. Рассмотрим подробнее, каким образом нравственно-экономический конфликт разрешается в рамках различных концепций этики бизнеса.
Утилитаризм на первое место ставит соображения практической выгоды, настаивая на исключительной важности экономических соображений.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.