logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Существующие концепции этики бизнеса

Основная трудность выработки единой концепции этики бизнеса состоит не в отсутствии теории, а во внутренней противоречивости ценностей, существующих в нашем обществе.

С одной стороны, большинство людей разделяет так называемые «общечеловеческие нравственные ценности», уходящие корнями в христианскую религиозную этику, которая сформировала основу европейской культуры. В рамках светского мировоззрения нравственный закон нашел свое отражение в немецкой классической философии как категорический императив Канта.

Категорический императив И. Канта есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, обязательное независимо от каких-либо конкретных условий места, времени и обстоятельств, вне зависимости от достигаемой пользы или удобства. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

С другой стороны, в европейской (а позднее и в североамериканской) деловой культуре в качестве фундаментальной ценности признается ценность достижения успеха.

Первоначально провозглашенное в рамках протестантской идеологии понимание профессии как долга явилось культурным толчком к развитию рыночных экономических отношений. Но постепенно произошло смещение акцентов. Успех в предпринимательстве стал котироваться все выше, определяя значимость личности, степень уважения к ней. Это стимулировало инициативу предпринимателей, но одновременно укрепляло позиции индивидуализма как идеологической основы бизнеса. Представление о равенстве всех людей перед Богом уступило место разделению на избранных (тех, кто успешен, и, следовательно, богат) и всех остальных. Доминирующая в протестантизме идея стремления к успеху в профессии как долга перед Богом привела к отрицанию безусловной ценности человека вне его профессиональной деятельности и карьеры. Следствием этого стало снижение значимости христианских ценностей и отрицание универсального понимания нравственности.

Таким образом, в общественном сознании появились конкурирующие ценности: нравственность в общечеловеческом понимании с одной стороны, и стремление к успеху, получившее статус морального вменения – с другой.

В этом случае не существует однозначных ориентиров делового поведения в этически сложных ситуациях, в частности в ситуации нравственно-экономического конфликта. Нравственные соображения диктуют человеку одну линию поведения, а соображения экономической целесообразности – другую.