Существующие концепции этики бизнеса
Основная трудность выработки единой концепции этики бизнеса состоит не в отсутствии теории, а во внутренней противоречивости ценностей, существующих в нашем обществе.
С одной стороны, большинство людей разделяет так называемые «общечеловеческие нравственные ценности», уходящие корнями в христианскую религиозную этику, которая сформировала основу европейской культуры. В рамках светского мировоззрения нравственный закон нашел свое отражение в немецкой классической философии как категорический императив Канта.
Категорический императив И. Канта есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, обязательное независимо от каких-либо конкретных условий места, времени и обстоятельств, вне зависимости от достигаемой пользы или удобства. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.
С другой стороны, в европейской (а позднее и в североамериканской) деловой культуре в качестве фундаментальной ценности признается ценность достижения успеха.
Первоначально провозглашенное в рамках протестантской идеологии понимание профессии как долга явилось культурным толчком к развитию рыночных экономических отношений. Но постепенно произошло смещение акцентов. Успех в предпринимательстве стал котироваться все выше, определяя значимость личности, степень уважения к ней. Это стимулировало инициативу предпринимателей, но одновременно укрепляло позиции индивидуализма как идеологической основы бизнеса. Представление о равенстве всех людей перед Богом уступило место разделению на избранных (тех, кто успешен, и, следовательно, богат) и всех остальных. Доминирующая в протестантизме идея стремления к успеху в профессии как долга перед Богом привела к отрицанию безусловной ценности человека вне его профессиональной деятельности и карьеры. Следствием этого стало снижение значимости христианских ценностей и отрицание универсального понимания нравственности.
Таким образом, в общественном сознании появились конкурирующие ценности: нравственность в общечеловеческом понимании с одной стороны, и стремление к успеху, получившее статус морального вменения – с другой.
В этом случае не существует однозначных ориентиров делового поведения в этически сложных ситуациях, в частности в ситуации нравственно-экономического конфликта. Нравственные соображения диктуют человеку одну линию поведения, а соображения экономической целесообразности – другую.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.