3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
Стержнем человеческой личности является отношение к другому человеку. Свое соответствие статусу человека индивид проверяет, производя нравственную самооценку, оценку себя как нравственного субъекта. Одобрение или осуждение своих действий в зависимости от их соответствия нравственным критериям выступает в качестве фундамента самооценки личности.
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Mores – нравы; Moralis - нравственный, правильный, нравоучительный) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений (http://slovari.yandex.ru).
Моральные нормы и принципы регулируют поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни – в профессиональной деятельности и в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, международных отношениях.
Нравственные суждения связаны с высшими человеческими ценностями, оперируя такими понятиями как «добро» и «зло», «справедливость», «достоинство», «долг», «совесть» и др. и затрагивая нравственные чувства – чувства долга и справедливости, переживания, связанные с «угрызениями совести».
Для того, чтобы поведение соответствовало нравственным идеалам, необходимо реализовывать нравственные намерения в реальных поступках, для чего необходима воля, стойкость, решительность и нравственный самоконтроль.
Перечисленные компоненты (нравственные суждения, нравственные чувства и воля) составляют нравственное сознание личности, которое тесно связано с нравственными отношениями.
Нравственные отношения не существуют в чистом виде, а являются одной из сторон социальных отношений, в том числе отношений хозяйственных, деловых. Специфика нравственных отношений связана с тем, что в них проявляются нравственные ценности личности, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности. Нравственные отношения возникают целенаправленно и включают отношения человека к обществу в целом, другому человеку и самому себе.
С точки зрения профессионального поведения менеджера нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда.
Моральная ответственность включает в себя ответственность за цели своей деятельности и за характер воздействия на другого.
ЭТИКА (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) понимается как теория морали, целью которой является обоснование модели достойной жизни. На практике этика выступала как обоснование той или иной конкретной моральной системы.
Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм поведения, которые регулируют нравственную сторону поведения и деятельности как отдельных людей в сфере управления и предпринимательства, так и организации в целом.
Общество заинтересовано в поддержании социального порядка, стабильности, для чего необходимо, чтобы права и интересы людей были защищены. С этой целью вырабатываются определенные правила, нормы поведения, представления о допустимом и недопустимом. Любая профессиональная деятельность человека, так или иначе затрагивающая интересы других людей, содержит этическую составляющую. Правила и принципы, отражающие общественное представление о нравственно допустимых целях и способах осуществления этой деятельности являются выражением профессиональной этики. Существуют, например, этика врача, адвоката, педагога – правила, принятые в каждом из профессиональных сообществ и не вызывающие принципиальных споров. Подразумевается, что во главе всего должны стоять интересы пациента, подзащитного, ученика, и это определяется смыслом профессий, призванных помогать другим людям.
Подобного единодушия нет в вопросах, касающихся деловой этики, где и ученые, и практики менеджмента могут занимать полярные позиции при вынесении моральных оценок, что в значительной степени связано с разным пониманием смысла участия в хозяйственной деятельности..
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.