logo
ППМ_Опорный конспект_2011

3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии

Стержнем человеческой личности является отношение к другому человеку. Свое соответствие статусу человека индивид проверяет, производя нравственную самооценку, оценку себя как нравственного субъекта. Одобрение или осуждение своих действий в зависимости от их соответствия нравственным критериям выступает в качестве фундамента самооценки личности.

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Mores – нравы; Moralis - нравственный, правильный, нравоучительный) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений (http://slovari.yandex.ru).

Моральные нормы и принципы регулируют поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни – в профессиональной деятельности и в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, международных отношениях.

Нравственные суждения связаны с высшими человеческими ценностями, оперируя такими понятиями как «добро» и «зло», «справедливость», «достоинство», «долг», «совесть» и др. и затрагивая нравственные чувства – чувства долга и справедливости, переживания, связанные с «угрызениями совести».

Для того, чтобы поведение соответствовало нравственным идеалам, необходимо реализовывать нравственные намерения в реальных поступках, для чего необходима воля, стойкость, решительность и нравственный самоконтроль.

Перечисленные компоненты (нравственные суждения, нравственные чувства и воля) составляют нравственное сознание личности, которое тесно связано с нравственными отношениями.

Нравственные отношения не существуют в чистом виде, а являются одной из сторон социальных отношений, в том числе отношений хозяйственных, деловых. Специфика нравственных отношений связана с тем, что в них проявляются нравственные ценности личности, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности. Нравственные отношения возникают целенаправленно и включают отношения человека к обществу в целом, другому человеку и самому себе.

С точки зрения профессионального поведения менеджера нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда.

Моральная ответственность включает в себя ответственность за цели своей деятельности и за характер воздействия на другого.

ЭТИКА (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) понимается как теория морали, целью которой является обоснование модели достойной жизни. На практике этика выступала как обоснование той или иной конкретной моральной системы.

Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм поведения, которые регулируют нравственную сторону поведения и деятельности как отдельных людей в сфере управления и предпринимательства, так и организации в целом.

Общество заинтересовано в поддержании социального порядка, стабильности, для чего необходимо, чтобы права и интересы людей были защищены. С этой целью вырабатываются определенные правила, нормы поведения, представления о допустимом и недопустимом. Любая профессиональная деятельность человека, так или иначе затрагивающая интересы других людей, содержит этическую составляющую. Правила и принципы, отражающие общественное представление о нравственно допустимых целях и способах осуществления этой деятельности являются выражением профессиональной этики. Существуют, например, этика врача, адвоката, педагога – правила, принятые в каждом из профессиональных сообществ и не вызывающие принципиальных споров. Подразумевается, что во главе всего должны стоять интересы пациента, подзащитного, ученика, и это определяется смыслом профессий, призванных помогать другим людям.

Подобного единодушия нет в вопросах, касающихся деловой этики, где и ученые, и практики менеджмента могут занимать полярные позиции при вынесении моральных оценок, что в значительной степени связано с разным пониманием смысла участия в хозяйственной деятельности..