Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
Согласно этой теории в структуре личности каждого человека можно выделить три основных состояния, условно названные «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», которые связаны с выполнением определенных психологических функций. В специальной литературе их объединяют под названием «эго-состояния». Позиции участников общения и характер их взаимодействия зависят от тех эго-состояний, в которых они находятся в момент общения.
Сравнительная характеристика эго-состояний
Эго-состояние | Психологическое содержание и функции |
РОДИТЕЛЬ
| Накопление опыта, правил поведения Память, традиционное видение мира, забота о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традиций Выполнение роли родителя, старшего Установки, эмоции и модели поведения, скопированные у родителей и других значимых старших лиц |
ВЗРОСЛЫЙ
| Обращено к реальной действительности, направлено на объективную и рациональную оценку ситуации Человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» Позволяет использовать соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы Способы решения проблемы, модели поведения и чувства адекватны реальной ситуации |
ДИТЯ
| Установки, эмоции и поведение, усвоенные в детстве Мир эмоций и чувств: иррациональные страхи, тревога, грусть, гнев, страсти, подчинение, бунт, радость, нежность, любовь, чувство прекрасного Спонтанность, креативность, игра воображения, творческий порыв, интуиция |
Примеры часто встречающихся транзакций
– Сколько можно просить тебя звонить, когда задерживаешься! – Что я – маленькая? Все приходят домой не раньше двенадцати.
а)
– Почему ты не подготовил свою часть презентации вовремя? Опять кто-то должен за тебя это делать! – Во-первых, смени тон, а во-вторых – ты мне не начальник, не командуй.
б)
– Я не могу утвердить отчет, у меня есть ряд замечаний. В тексте отмечены разделы, которые освещены неполно. – Хорошо, мы доработаем эти разделы и представим окончательный вариант через два дня.
в)
– (ехидно) А эта сумочка, наверное, из Парижа? – (с обидой в голосе) Да, это из последней коллекции. Социальный уровень Психологический уровень
г)
Элементарный акт общения – «транзакция» – изображается стрелкой.
В качестве эталона делового стиля поведения выступает транзакция типа «Взрослый – Взрослый»
Использование состояния «Взрослый» предполагает рациональный подход к решению возникающих проблем, адекватное реагирование на ситуацию «здесь и теперь». Это состояние связано с обменом информацией и ведением переговоров. Транзакции типа «Взрослый-Взрослый» обеспечивают равноправные позиции собеседников и поддерживают процесс общения.
Эго-состояние «Родитель» связано с доминированием в разговоре, что противоречит представлением о партнерском взаимодействии и может вызвать защитную реакцию собеседника; человек в этом состоянии скорее обращен к прошлому опыту, чем к текущей ситуации, что снижает объективность восприятия и лишает гибкости.
В состоянии «Дитя» мы воспринимаем ситуацию скорее эмоционально и реагируем спонтанно, используя детские стереотипы поведения. При этом человек чувствует себя зависимым, и либо подчиняется собеседнику, либо протестует против навязываемых правил взаимодействия. Такой рисунок поведения не может быть моделью профессионального поведения успешного менеджера.
Задание 6.
1) Присти три примера поведения участников взаимодействия, не совместимого с понятием партнерского общения.
2) Привести по три примера взаимодействий, соответствующих каждой из четырех схем (см. пособие – использование модели транзактного анализа).
3) Пояснить преимущества модели взаимодействия «Взрослый» - «Взрослый» и трудности, возникающие при ее реализации.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.