logo
ППМ_Опорный конспект_2011

1. Утилитаризм

Философия современного западного менеджмента пытается придать рыночным отношениям и предпринимательству нравственную значимость исходя из экономической эффективности и целесообразности рынка. Тем самым не экономика доводится до нравственного уровня, а нравственность низводится до уровня экономического и материального интереса.

Подобная позиция основана на теории утилитаризма, основателем которой является И. Бентам (1998). Эта теория касается поиска критериев измерения ценностей, что позволило бы определять этическую правомерность каких-либо действий и законов.

По мнению Бентама, наиболее эффективным критерием является степень полезности или вредности. Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого. Причем под максимумом пользы подразумевается польза всем лицам, которые оказываются в сфере действия результатов акции, а в качестве результатов рассматриваются не только текущие, но и отдаленные позитивные и негативные последствия.

Однако практическое применение теории утилитаризма наталкивается на целый ряд проблем: