logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

Невербальные средства общения играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл, выявить намерения участников и другую скрытую информацию.

Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации.

Конгруэнтность поведения – совпадение смысла речевых высказываний и сопровождающих их невербальных проявлений (жестов, позы, мимики, движений глаз).

Конгруэнтность поведения – важнейшее условие эффективного общения, установления доверия и взаимопонимания. Неконгруэнтное поведение не только вызывает настороженность, но и создает дополнительные барьеры при обмене информацией.

Задание 4

  1. Пояснить, в чем разница между тремя аспектами общения: восприятием, взаимодействием и коммуникацией

  2. Объяснить, для чего нужно понимать структуру процесса коммуникации

  3. Указать возможные причины ошибок при передаче и приеме информации (коммуникативных барьеров), привести по 3 примера возникновения ошибок восприятия, связанных с факторами статуса, привлекательности и «отношения ко мне»

  4. Привести примеры коммуникативных барьеров, с которыми вы сталкивались при общении с другими людьми.

  5. Указать, какие из невербальных сигналов для вас наиболее важны при общении.

  6. Привести примеры конгруэнтного и неконгруэнтного поведения человека; сопоставить восприятие его партнером по общению

При выполнении задания использовать пособие