Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.
Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:
-
Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика)
-
Пара- и экстралингвистическую (Качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию)
-
Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации
-
Визуальный контакт
Невербальные средства общения играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл, выявить намерения участников и другую скрытую информацию.
Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации.
Конгруэнтность поведения – совпадение смысла речевых высказываний и сопровождающих их невербальных проявлений (жестов, позы, мимики, движений глаз).
Конгруэнтность поведения – важнейшее условие эффективного общения, установления доверия и взаимопонимания. Неконгруэнтное поведение не только вызывает настороженность, но и создает дополнительные барьеры при обмене информацией.
Задание 4
-
Пояснить, в чем разница между тремя аспектами общения: восприятием, взаимодействием и коммуникацией
-
Объяснить, для чего нужно понимать структуру процесса коммуникации
-
Указать возможные причины ошибок при передаче и приеме информации (коммуникативных барьеров), привести по 3 примера возникновения ошибок восприятия, связанных с факторами статуса, привлекательности и «отношения ко мне»
-
Привести примеры коммуникативных барьеров, с которыми вы сталкивались при общении с другими людьми.
-
Указать, какие из невербальных сигналов для вас наиболее важны при общении.
-
Привести примеры конгруэнтного и неконгруэнтного поведения человека; сопоставить восприятие его партнером по общению
При выполнении задания использовать пособие
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.