Этика и ее роль в системе рыночных отношений
Нормы деловой этики регулируют поведение участников рынка и позволяют разрешить конфликт между индивидуализмом как основой коммерческой инициативы и не6ходимостью обеспечивать социальное единство, согласовывать интересы индивидуума и общества. Именно экономическая практика потребовала утверждения общих норм делового поведения: честности, правдивости, обязательности, трудолюбия, соблюдения обещаний и договоров. В случае нарушения этих норм одной из сторон (например, для получения экономического преимущества), страдают интересы остальных участников экономического взаимодействия, снижается уровень доверия, и тем самым разрушается основа поддержания и развития деловых отношений, так как у участников нет ожидания взаимовыгодного сотрудничества.
Существовало заблуждение, что вполне достаточно регулирующего влияния конкуренции, за счет которой недобросовестные производители и продавцы просто будут вытеснены с рынка и что нет необходимости в какой-либо концепции этики бизнеса.
Однако практика показала, что это происходит далеко не всегда. Хотя производитель и заинтересован в лояльности потребителя, он зачастую обманывает его доверие, действуя лишь в своих интересах. Работодатель и работники объединены общими целями, связанными с деятельностью предприятия, но в ряде случаев обе стороны, действуя в своих интересах, могут наносить ущерб друг другу.
Устранить возможные негативные эффекты, или хотя бы их минимизировать, может только добровольное принятие на себя всеми участниками взаимодействия определенных обязательств нравственного характера, т.е. обязательств в отношении интересов и потребностей других сторон. Такого рода договоренности, принципы деятельности и нормы поведения и составляют содержание деловой этики.
П. Козловски отмечает следующие основные причины внимания к вопросам деловой этики.
-
Общество осознает все возрастающие экологические, социальные и культурные побочные действия («внешние эффекты») хозяйственной деятельности.
-
Общество настаивает на том, чтобы субъекты хозяйственной деятельности несли моральную ответственность за эти побочные эффекты.
-
Повышается внимание к личности человека, его потребностям, реализуемым, в том числе и в процессе хозяйственной деятельности, что создает более высокие требования к руководителям предприятий.
-
Возникшее противоречие между подсистемой хозяйства и целостной общественной системой привело к нарушению сплоченности и интеграции общества. Острота этих противоречий постоянно возрастает, приводя к взаимоотчуждению мира экономики и мира духовной и материальной культуры, деградации культуры.
Иными словами, внимание к вопросам этики бизнеса определяется:
-
экономическим ущербом, который наносит компании неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров;
-
возросшим вниманием к защите прав личности, в том числе – рядового работника;
-
экологическим, экономическим и социальным ущербом, который наносят гражданам и обществу в целом корпорации и отдельные предприниматели, стремясь снизить затраты и повысить свою конкурентоспособность.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.