logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Социальная ответственность бизнеса

Осознание того, что хозяйственная деятельность помимо основного результата, приносит значительные побочные эффекты, привело к разработке концепции социальной ответственности.

Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на проблемы общества со стороны организации. Этот отклик выходит за пределы того, что определено законом.

Хотя история вопроса насчитывает много десятилетий, но общего подхода к ответственности бизнеса перед обществом не сформировалось. Продолжительные дискуссии о роли бизнеса в обществе породили множество аргументов за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности.

  1. Предприятие является членом общества, поэтому его поведением должны управлять нормы морали. Социально ответственное поведение организации поддерживает упорядоченность и законность в обществе.

  2. Общество ожидает и нуждается в участии предприятий в решении социальных проблем.

  3. Социальные действия, направленные на улучшение жизни местного сообщества, выгодны самой организации, поскольку формируют привлекательный образ предприятия. Кроме того, в благополучном с социальной точки зрения обществе создаются благоприятные долгосрочные перспективы бизнеса.

  4. Бизнес располагает необходимыми для социальных нужд финансовыми и людскими ресурсами.

Аргументы против социальной ответственности.

  1. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли.

  2. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками, которые в конечном итоге ложатся на плечи потребителей в виде повышения цен и снижают конкурентоспособность фирмы, ее сбыт уменьшается, что ведет к снижению выплат в бюджет.

  3. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. Чтобы предприятия участвовали в социальной деятельности, должна существовать система их прямой отчетности обществу.

  4. Персонал предприятия недостаточно подготовлен в области социальных проблем – этим должны заниматься работники соответствующих государственных учреждений и благотворительных организаций.

Расхождение во взглядах на понятие социальной ответственности связано с разными представлениями о целях организации.

Одни считают, что организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества, обеспечивая одновременно работу для граждан, поэтому обязана заботиться только об эффективности использования своих ресурсов.

Другие считают, что организация – нечто большее, чем экономическая целостность; она является частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации: местные общины, поставщики, потребители, СМИ, группы общественного давления, союзы и объединения, а также работники и держатели акций. В связи с этим организации приходится сочетать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами других заинтересованных сторон. Организации несут социальную ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения законов, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.

Третья точка зрения, объединяющая положения первых двух, которую можно назвать прагматической: долгосрочные интересы бизнеса, т.е. обеспечение прибылей в будущем, требует его альтруистического сотрудничества с обществом в решении его социальных проблем. Организации не могут длительное время работать, находясь в конфликте со своим окружением. Чтобы сделать среду более лояльной к себе, организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде.

Концепция социально-ориентированной рыночной экономики на практике применил Л. Эрхард, создатель «немецкого экономического чуда».

Этот экономический строй отличают две основные идеи:

П. Козловски, являющийся одним из ведущих специалистов в области хозяйственной этики, подчеркивает, что всякая деятельность ориентирована на будущее, поэтому хозяйственная этика должна рассматривать любые действия, глядя из будущего, учитывая этический характер экономического действия.

Примером реализации того же подхода с учетом национальных особенностей является Япония, стремящаяся к реализации следующих принципов.

В нашей стране провозглашен курс на построение социально-ориентированной рыночной экономики, в основании которой лежит нравственно-идеологическая позиция служения всеобщему благу. Такой подход согласуется с как с культурными традициями русского дореволюционного капитализма, так и с преимуществами социально-ориентированной рыночной модели экономики.

Наиболее развернутая формулировка этической платформы хозяйственного поведения, основанной на опыте христианства, а также других религий, традиционно исповедуемых в России, приведена в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятом в 2004г. VIII Всемирным Русским Народным Собором (см. прил. 2).

В.Н. Андреевым предложена модель хозяйствования, соответствующая нашему национальному менталитету, опирающаяся на естественные для отечественной культуры представления о справедливости, долге и важнейших ценностях. Автор предлагает принципы и механизмы управления, позволяющие согласовывать интересы всех заинтересованных сторон.

Следует учитывать, что декларирование самых возвышенных этических принципов не гарантирует их выполнения. П. Козловски отмечает, что этичное поведение в бизнесе неизменно связано с дополнительными усилиями и затратами:

Поскольку нравственное хозяйственное поведение во всех случаях требует дополнительных усилий и даже может быть связано с определенными потерями, оно должно быть мотивировано как внешне, так и внутренне. В качестве внешнего мотиватора может выступить общественное мнение и реакция социального окружения (общества в целом или какой-то группы людей), в роли внутреннего – потребность человека в самоуважении, в оценке себя как нравственной личности. Следовательно, для построения социально-ориентированной экономики необходимо, чтобы как уважение со стороны общества, так и самоуважение предпринимателей, менеджеров и рядовых сотрудников базировалось именно на нравственных, а не материальных критериях.

Задание 8

  1. Изучить материал Главы 1 пособия Волгина М.Ю., Редькина М.В. Профессиональное поведение менеджера. Деловая этика и управление конфликтами: Учебное пособие: В 2-х ч. – СПб.: ПИМаш, 2010, Составить список вопросов для самопроверки.

  2. Привести 5 примеров нарушения микроэтики, описать последствия таких нарушений.

  3. Привести 7 примеров нарушения макроэтики, описать последствия таких нарушений.