logo
ППМ_Опорный конспект_2011

Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.

Задача первого впечатления - быстрая ориентировка в ситуации взаимодействия, отнесение партнера по общению к какой-то группе, к какому-то типу людей по некоторому признаку (стереотипизация).

Наиболее важные для этого характеристики (признаки) воспринимаются достаточно точно, а остальные черты и особенности «достраиваются» (приписываются), что создает возможность ошибки.

В этом смысле первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой является то, что мы приписываем встреченному человеку некоторые оценки неизвестных пока качеств, причем при последующем общении результаты первого впечатления продолжают действовать.

Некоторые ошибки восприятия происходят из-за так называемого эффекта ореола, при котором мы оцениваем человека по важному для нас фактору, а затем эту оценку совершенно необоснованно распространяем на другие его качества и черты личности. Ошибки восприятия, связанные с эффектом ореола, в той или иной степени присущи любому первому впечатлению, они возникают спонтанно и практически не контролируемы.

Наиболее распространенные причины ошибок восприятия, связанные с эффектом ореола:

В своем сознании мы отражаем не процесс формирования образа другого человека, а его конечный результат, и полностью доверяем ему.

Правила поведения, учитывающие психологию восприятия.

Менеджеру важно понимать механизм возникновения ошибок восприятия, чтобы понимать, как он может ошибиться при восприятии незнакомого человека, а также, как он сам может способствовать ошибочному восприятию себя впервые встреченными людьми.

Необходимо понимать природу возможных ошибок восприятия, и корректировать свое поведение для избегания негативных последствий этих ошибок. При оценке нового собеседника необходимо учитывать возможность возникновения ошибок восприятия.