Письменные
Устные
Деловая беседа Личная встреча Телефонный разговор Переговоры Публичное выступление Презентация Деловая переписка Традиционная Электронная Отчеты Публикации
Важной составляющей успешных деловых коммуникаций является соблюдение принципа партнерства, который проявляется в форме
-
равноправия сторон,
-
уважения,
-
предупредительности,
-
внимания к предложениям и пожеланиям собеседников,
-
соблюдения баланса интересов
Деловая беседа и переговоры как формы взаимодействия
Деловая беседа и переговоры – наиболее распространенные формы устного делового общения. Деловая беседа и переговоры представляют собой устное межличностное общение, направленное на решение той или иной проблемы и предполагают обмен мнениями и информацией.
Обычно переговоры имеют своей целью достижение взаимоприемлемого соглашения; это процесс более длительный, с заранее известным перечнем вопросов, иногда касающийся острых проблем.
Деловая беседа может быть более короткой по времени, менее формальной, допускать обсуждение заранее незапланированных тем, возникающих в процессе общения.
Проанализируем общие закономерности делового диалога на примере деловой беседы.
Любая беседа представляет собой коммуникативный процесс, разворачивающийся во времени, и делится на несколько этапов, называемых фазами деловой беседы.
Задачи отдельных этапов деловой беседы
Фазы деловой беседы | Задачи |
Установление контакта | Привлечь внимание собеседника и установить с ним эмоциональный контакт, который затем должен сохраняться в течение всей встречи |
Взаимная настройка | Дать возможность собеседнику сориентироваться в проблеме, настроиться на общение, полностью завладеть его вниманием, самому подстроиться к его манере разговора. Создать наиболее благоприятные условия для обсуждения вопроса, постараться заложить фундамент доверия |
Обсуждение | Содержательно и полно обсудить саму проблему и варианты ее решения, наиболее приемлемые для обеих сторон |
Принятие решения | Четко сформулировать достигнутое соглашение, убедиться в том, что стороны одинаково его понимают |
Завершение беседы | Создать у участников положительное впечатление о беседе и благоприятное отношение к дальнейшему сотрудничеству |
Для успешного осуществления коммуникации необходимо:
-
знать, в какой фазе беседы находятся участники;
-
определять момент перехода от одной фазы разговора к другой;
-
все действия были направлены на решение задач данной фазы беседы.
Важное значение имеет называемая «нулевая фаза», или фаза подготовки, которая по продолжительности может во много раз превышать длительность самой встречи.
На этой фазе необходимо:
-
сформулировать цель встречи, обосновать ее необходимость;
-
определить задачи встречи и ожидаемые результаты;
-
собрать необходимую информацию о собеседнике, включая его позицию по обсуждаемому вопросу;
-
разработать предложения, учитывающие и свои интересы, и другой стороны;
-
подобрать сильные аргументы, предвидеть возможные возражения, подготовить контраргументацию;
-
настроиться доброжелательно и оптимистично, выглядеть уверенно, внушать доверие;
-
подготовить все справочные и иллюстративные материалы, которые могут понадобиться.
При проведении переговоров так же важно установление и поддержание контакта с партнерами, взаимная настройка участников, умение выслушать и правильно понять собеседника, точно формулировать свои предложения, выбирать убедительные аргументы и грамотно реагировать на возражения или сопротивление.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.