Задачи курса
Курс «Профессиональное поведение менеджера» предполагает комплексное рассмотрение делового поведения, включая регламентацию профессионального поведения менеджера, психологические механизмы, регулирующие межличностное общение, этику делового взаимодействия. Курс имеет практическую направленность, содержит подробные рекомендации по использованию конструктивных приемов общения, управлению стрессами и конфликтами, поведению в этически сложных ситуациях.
Усвоение учебного материала обеспечивается за счет выполнения студентами практических заданий и широкого использования активных методов обучения.
В результате изучения дисциплины студент должны овладеть следующими теретическими знаниями:
-
Понимать связь требований к поведению менеджера с особенностями его профессиональной деятельности.
-
Знать основные принципы и функции делового этикета, правила поведения в типичных ситуациях, речевой этикет, этикет письма и электронных коммуникаций.
-
Иметь представление об особенностях делового общения и основах построения деловых отношений.
-
Понимать роль и способы формирования доверия и позитивного имиджа в деловом взаимодействии
-
Знать основные закономерности психологии общения, в том числе его перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих общения.
-
Изучить принципы и техники успешной коммуникации.
-
Понимать смысл, значение и психологические закономерности партнерского общения.
-
Изучить модель уверенного профессионального поведения, составляющую основу корректного делового стиля.
-
Иметь представление о требованиях к культуре речи, правилах построения корректных высказываний в сложных ситуациях, безоценочных и позитивных формулировках
-
Иметь представление о различных видах деловых коммуникаций, об этикете и протоколе проведения деловой беседы и переговоров, правилах построения публичного выступления и использовании иных форм протокольных контактов.
-
Иметь представление о способах управления эмоциональным напряжением и разрешения конфликтов.
-
Иметь представление об этических проблемах в бизнесе, сущности нравственно-экономического конфликта и роли деловой этики в построении партнерских отношений.
-
Понимать значение этики бизнеса и социальной ответственности. Иметь представление о социальном характере в русской, советской, западной и «постсоветской» культурах, о православии как основе этики предпринимательства в традиционной русской культуре.
Студент должен овладеть следующими умениями:
-
Анализировать поведение с точки зрения соблюдения/нарушения определенных норм, укрепления или разрушения доверия, создания позитивного или негативного имимджа. Использовать вербальные и невербальные инструменты создания позитивного имимджа.
-
Распознавать состояние собеседника, его эмоции и потребности, сглаживать напряжение в разговоре.
-
Анализировать динамику деловой беседы, использовать коммуникативные техники активного слушания, постановки вопросов, агрументации и контрагрументации.
-
Описывать характер взаимодействия с использованием модели транзактного танализа, различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение, формулировать высказывания, соответвующие ассертивному (уверенному неагрессивному) поведению.
-
Использовать безоценочные и позитивные формулировки высказываний следуюих типов: критика, выражение несогласия с собеседником, обращение с просьбой, отказ в просьбе, позитивное высказывание в адрес собеседника.
-
Планировать и проводить деловые беседы и преговоры.
-
Анализировать структуру и динамику развития межличностного конфликта, разрабатывать варианты его разрешения.
-
Выступать перед аудиторией.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.