Группы стрессоров :
Название | Содержание |
условия труда | интенсивность труда, дефицит времени, перегрузки или, напротив, недостаточная загруженность, некомфортные условия или неудобный темп и график работы, большие затраты времени на дорогу |
характер труда | однообразная и неинтересная работа; опасная и ответственная работа, высокая неопределенность; недостаточная профессиональная подготовка; невозможность самореализации |
неэффективная организация труда | недоступность необходимых ресурсов; плохо оборудованное рабочее место; несогласованность между участниками совместной деятельности; неудовлетворительные коммуникации; недостаточно чёткое определение должностных обязанностей, расплывчатые границы полномочий и ответственности, неясные устные инструкции; ролевой конфликт, трудно совместимые функции |
социальные факторы | недостаточность или высокая интенсивность общения; напряжённые взаимоотношения; конфликты; неумение работать в команде; неудовлетворенность своей ролью, конфликт ценностей |
неудовлетворенность организацией | бесперспективное будущее организации; неудовлетворительное вознаграждение; стрессогенный стиль менеджмента; методы работы, конфликтующие с системой ценностей; неудовлетворённость карьерой и профессиональным ростом; трудности адаптации к нововведениям |
Предрасположенность к стрессу определяется типологическими особенностями, восприятием ситуации и привычками мышления, состоянием здоровья, а также неадекватными стратегиями поведения в проблемных ситуациях.
-
Типологические особенности. Исследования устойчивости к стрессу и связанным с ним заболеваниям позволили разделить всех людей на два типа: тип А и тип В. Группу риска составляют эмоционально неустойчивые люди типа А. Они целеустремленны и честолюбивы, ответственно относятся к порученному делу, всегда активны и готовы интенсивно трудиться, работая «на износ», стараются ускорять все, что делают. Таким людям свойственно стремление к конкуренции и максимализм во всем, что вызывает нетерпимость, жесткость и раздражительность, создает проблемы в отношениях с окружающими. Представители этой группы не выносят однообразия, часто меняют род занятий, живя на грани возможностей. Люди противоположного склада (типа В) живут более спокойно и размеренно, предпочитая внутренний комфорт стремлению к успеху. Они легче переносят неблагоприятные условия и менее склонны к стрессу.
-
Восприятие ситуации. Установлено, что человек реагирует не на само событие, а на то, что он о нем думает. Чаще всего это не результат длительного размышления, а сформировавшаяся в течение жизни привычка приписывать ситуации определенный смысл, которая и определяет восприятие внешней ситуации. Если изменить восприятие ситуации, то изменится и реакция на нее.
Существуют наиболее распространенные способы восприятия ситуации, или, как их называют, «привычки мышления», которые вызывают неоправданно сильную эмоциональную реакцию и тем самым делают человека более подверженным стрессам (их описание приведено в прил. 3). Если распознать деструктивные привычки мышления и заменить их на более конструктивные, можно повысить устойчивость к стрессам.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.