3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
Ключевые проблемы макроэтики связаны с этикой отношений между участниками хозяйственной деятельности: 1) между отдельными производителями (корпорациями) – партнерами или конкурентами, 2) между производителями (корпорациями) и государством, 3) между производителями и потребителями. Кроме того, этическая оценка распространяется на влияние деятельности хозяйствующих субъектов на экологию, на жизнь местного сообщества и на социокультурную среду в целом.
В отношениях между корпорациями на рынке наиболее острой является проблема выбора методов конкуренции, между «материнскими» и «дочерними» компаниями – проблема степени контроля.
В отношениях между корпорациями и государством главным является вопрос соотношения свободы экономической деятельности и государственного регулирования.
Основные аспекты государственного регулирования:
-
регулирование деятельности корпораций для повышения эффективности экономики (антимонопольное законодательство, меры по предотвращению ценового сговора);
-
регулирование в целях защиты интересов потребителей;
-
регулирование в отношении окружающей среды.
Правовое регулирование отношений между производителями и потребителями обеспечивает Закон РФ «О защите прав потребителей», соответствующий мировым стандартам в этой области права.
Семь прав потребителей
-
Право выбора в условиях достаточного разнообразия по конкурентным ценам и при ограничении монопольного воздействия на потребителя.
-
Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца.
-
Право на информированность о наиболее важных свойствах товара, помогающих сделать разумный выбор.
-
Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба от их использования.
-
Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
-
Право на потребительское просвещение, т.е. приобретение знаний и навыков, облегчающих принятие решения о приобретении.
-
Право на здоровую окружающую среду.
В отношениях с местными сообществами этические проблемы связаны с изначальным неравноправием сторон: экономическая стабильность в регионе и качество жизни людей существенно зависят от хозяйственной деятельности расположенных там предприятий, а жители практически не имеют рычагов воздействия на них. Регулирование этих отношений законодательно не определено, так что вопросы сохранения и расширения рабочих мест, развития инфраструктуры местности, создание благоприятной социальной и культурной среды могут рассматриваться лишь как добровольно принимаемые моральные обязательства хозяйствующего субъекта. При отказе собственников или менеджеров предприятий от подобных обязательств интересы населения могут значительно ущемляться, создавая кризисные ситуации, особенно опасные для моногородов. Широкое обсуждение получила ситуация в г. Пикалево Ленинградской области в 2009г., где в результате остановки основных предприятий практически все население осталось без работы.
Экологический аспект хозяйственной деятельности в значительной степени регулируется законодательством, приняты ключевые федеральные законы («Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Водный кодекс») и большое число региональных, однако контроль за их исполнением неэффективен. Так что экологические нарушения являются повсеместно распространенной практикой.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.