logo search
СУ 1 - СУ как теория

2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе

Каковы же причины актуализации феномена КСО? Главной причиной стало влияние процессов глобализации и связанное с ними обострение конкуренции. Конкуренция среди корпораций существовала всегда, но в условиях глобализации ее обострение повлекло за собой нарушения в сфере трудовых отношений, охраны окружающей среды, этики и т.п. Поскольку современные крупные корпорации обладают значительными экономическими ресурсами, а объемы продаж многих ТНК сопоставимы с ВВП отдельных стран, совершенно понятно желание мирового сообщества использовать ресурсы ТНК для более эффективного решения проблем общественного развития, причем не только на глобальном, но и региональном уровне, поскольку процветание бизнеса напрямую зависит от благополучия местного сообщества.

Вторая причина – необходимость охраны окружающей среды, а внедрение стандартов КСО как раз такую деятельность и предполагает. Загрязнение окружающей среды поставило под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра, оно потребовало от бизнеса определиться с приоритетами своей социальной и экологической деятельности, т.к. эффективность компании напрямую зависит от здоровья ее сотрудников, ее репутация и успешность в долгосрочной перспективе – от здоровья местного населения и состояния окружающей среды, а выживание человечества – от здоровья планеты в целом. Сегодня многие государства имеют законы, регулирующие использование ресурсов и производство вредных выбросов, а крупнейшие ТНК (такие как General Motors, Shell и др.) добровольно внедряют в свою деятельность социальную и экологическую отчетность.

Третья причина – внимание к этическим нормам и моделям поведения бизнес-структур, вызванное многочисленными случаями нарушения этики, причем как частными, так и государственными компаниями. Очень часто нарушение этики оправдывается экстремальностью ситуации, форс-мажорными обстоятельствами, невозможностью для частного бизнеса совместить добропорядочное поведение и коммерческий успех и т. п.

Более того, КСО часто отождествляют с деловой этикой. Определение моральных и нравственных ориентиров в бизнесе сегодня является очень актуальным, не только на постсоветском пространстве. Равнозначны ли понятия «нравственный бизнес» и «законный бизнес»? Перед кем и за что несут ответственность менеджеры корпораций? Можно ли считать морально оправданными бонусы в 165 млн. долларов, которые страховая компания AIG выплатила своим сотрудникам из суммы в размере 180 млрд. долларов, выделенной правительством США на поддержку компании в условиях финансового кризиса? Например, премиальные по 1 млн. долларов и более были начислены 73 сотрудникам AIG, в том числе 11 лицам, которые на компанию уже не работали. Решение этих и других вопросов нравственного характера тесно увязано с соблюдением принципов деловой этики и социальной ответственности бизнеса.

Не менее важной причиной актуализации феномена КСО стала глобализация информации. Благодаря СМК информация о неблаговидной деятельности компаний мгновенно становится достоянием общественности. Например, в 1990-х гг. фирма Nike перенесла часть бизнеса в страны Азии с более дешевой рабочей силой, а потом в СМИ появилась информация о том, что в этих странах Nike использует детский труд. В результате пострадала репутация компании, и руководству пришлось приложить немало усилий, в том числе и финансовых, чтобы исправить ситуацию и обелить репутацию.

Еще одна причина – глобализация рынков капитала. Сегодня инвесторы отдают предпочтение так называемым «зеленые предприятиям», имеющим хорошую репутацию с точки зрения заботы об экологии и социальной сфере. Почему? Потому что они меньше платят штрафов за выбросы, хорошая репутация увеличивает их капитализацию, поэтому они получают доступ к дешевым кредитам. Так, в американском фонде Calvert Social Investment признают, что «сегодняшние экологические и социальные вопросы могут стать проблемами завтра. Поэтому инвестиции в компании, которые готовы сегодня заняться проблемами завтрашнего дня, обоснованы с точки зрения бизнеса».