Пример выработки решения на основе утилитаризма
В августе 1970 «Форд Моторз Кампани» выпустила на американский рынок свою новую модель – «Пинто» для конкуренции с более дешевыми, меньшего размера машинами из Японии и Европы. При разработке этого проекта фордовские инженеры строго следили за тем, чтобы параметры автомобиля оставались «в пределах 2000». Иными словами, «Пинто» должен был весить меньше 2000 фунтов и стоить меньше 2000 долларов. Продажа шла хорошо, казалось, проект удался. За два года с момента начала выпуска было продано более 2 миллионов автомобилей.
Однако в результате аварий часто разрушался бензобак, что приводило к возникновению пожара и болдьшому ущербу или даже гибели пассажиров. Как была выбрана именно такая конструкция?
При обсуждении конструкции машины шли споры о том, какой тип бензобака использовать. Седлообразный считался наиболее безопасным для малолитражек, потому что оставался целым при испытаниях автомобиля на разрушение. Тот тип бака, который в результате был выбран для «Пинто», обычно при этом разрушался и давал утечку топлива. Безопасный бак стоил бы на 9 долл. дороже, что не позволило бы уложиться в сумму 2000 долл. В связи с этим, авторы проекта обосновали выбор конструкции бензобака, сопоставив страховые расходы и затраты за 4 года продаж автомобиля:
Страховые расходы составляет суммарное возмещение ущерба в результате аварий составили 49 500 000 долл., а затраты на замену бака – 137 500 000 долл., в результате не было принято никаких мер по модификации бензобака, и так продолжалось до 1976г.
Использование финансовых показателей в качестве критериев выбора решения делает ситуацию предельно определенной, а выбор решения – простым, что и привлекает множество сторонников утилитаризма. Однако с позиций общества вряд ли можно признать эту идеологию приемлемой.
Деонтическая этика и этика справедливости в принципе могут дать человеку основание для разрешения этически сложной ситуации в пользу нравственного выбора, если лично для него достижение успеха и материальная выгода являются второстепенными ценностями. В противном случае ситуация остается внутренне конфликтной, пока в обществе ценность достижения успеха имеет такой же статус, как и нравственные обязательства.
Снижение остроты нравственно-экономического конфликта связано с осознанием истинной значимости тех или иных ценностей.
В пределах светского подхода, основанного на разработанных в классической философии представлений о нравственности, это представление о себе как о высоконравственной личности. В этом случае самоуважение человека связано не столько с личным успехом или получением выгоды, сколько с тем, какие последствия для других несет его деятельность и с принятием на себя ответственности за эти последствия.
Если в жизни человека существуют более важные вещи, чем личное материальное благополучие и успех, например, жизнь и здоровье других людей, качество их жизни и среды обитания и т.д., то в этически сложных ситуациях выбор нравственного варианта решения становится естественным и ведет к росту самоуважения.
В рамках религиозного мировоззрения разрешение нравственно-экономического конфликта также связано с нравственной самооценкой человека.
Верующий человек воспринимает подобные ситуации как искушения или испытания, посылаемые ему для укрепления веры. Он старается достойно пройти их, опираясь не только на свою совесть, которую психологи рассматривают как «нравственный самоконтроль», но и помощь Божию.
Человек, который не только принимает ценности Православия, но и старается практически их реализовать в своей жизни, имеет все личностные предпосылки для успешного преодоления возникающих этически сложных ситуаций. Помимо глубоко усвоенных нравственных оснований, он обладает необходимыми волевыми качествами и эмоциональной устойчивостью, которые естественно воспитываются всей практикой церковной жизни. Самое же главное - он имеет возможность не оправдывать то или иное сомнительное решение, а с помощью Божией хранить свою совесть, прибегая к таинству исповеди.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.