logo search
ППМ_Опорный конспект_2011

Этика и ее роль в системе рыночных отношений

Нормы деловой этики регулируют поведение участников рынка и позволяют разрешить конфликт между индивидуализмом как основой коммерческой инициативы и не6ходимостью обеспечивать социальное единство, согласовывать интересы индивидуума и общества. Именно экономическая практика потребовала утверждения общих норм делового поведения: честности, правдивости, обязательности, трудолюбия, соблюдения обещаний и договоров. В случае нарушения этих норм одной из сторон (например, для получения экономического преимущества), страдают интересы остальных участников экономического взаимодействия, снижается уровень доверия, и тем самым разрушается основа поддержания и развития деловых отношений, так как у участников нет ожидания взаимовыгодного сотрудничества.

Существовало заблуждение, что вполне достаточно регулирующего влияния конкуренции, за счет которой недобросовестные производители и продавцы просто будут вытеснены с рынка и что нет необходимости в какой-либо концепции этики бизнеса.

Однако практика показала, что это происходит далеко не всегда. Хотя производитель и заинтересован в лояльности потребителя, он зачастую обманывает его доверие, действуя лишь в своих интересах. Работодатель и работники объединены общими целями, связанными с деятельностью предприятия, но в ряде случаев обе стороны, действуя в своих интересах, могут наносить ущерб друг другу.

Устранить возможные негативные эффекты, или хотя бы их минимизировать, может только добровольное принятие на себя всеми участниками взаимодействия определенных обязательств нравственного характера, т.е. обязательств в отношении интересов и потребностей других сторон. Такого рода договоренности, принципы деятельности и нормы поведения и составляют содержание деловой этики.

П. Козловски отмечает следующие основные причины внимания к вопросам деловой этики.

  1. Общество осознает все возрастающие экологические, социальные и культурные побочные действия («внешние эффекты») хозяйственной деятельности.

  2. Общество настаивает на том, чтобы субъекты хозяйственной деятельности несли моральную ответственность за эти побочные эффекты.

  3. Повышается внимание к личности человека, его потребностям, реализуемым, в том числе и в процессе хозяйственной деятельности, что создает более высокие требования к руководителям предприятий.

  4. Возникшее противоречие между подсистемой хозяйства и целостной общественной системой привело к нарушению сплоченности и интеграции общества. Острота этих противоречий постоянно возрастает, приводя к взаимоотчуждению мира экономики и мира духовной и материальной культуры, деградации культуры.

Иными словами, внимание к вопросам этики бизнеса определяется: