4. Факторы развития инноваций.
Следующим этапом при организации любого инновационного процесса является анализ факторов, препятствующих или способствующих инновационной деятельности
Факторы развития инноваций
Группы факторов | Факторы, препятствующие деятельности | Факторы, способствующие деятельности |
Технико-экономические | Недостаток средств для финансирования; слабая материальная и научно-техническая база, преобладание интересов текущего производства | Наличие достаточных финансовых и материально-технических ресурсов; наличие необходимого научно-технического потенциала; экономическое стимулирование инновационной деятельности |
Юридические | Ограничения патентно-лицензионного, налогового и антимонопольного законодательства | Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность: льготы на прибыль, снятие НДС и пр. |
Социально-психологические | Сопротивления, которые могут возникать в качестве последствий: перестройки устоявшихся форм и способов организации; изменения статуса работников; боязнью неопределенности ситуаций; необходимостью переучиваться | Общественное признание, моральное и материальное поощрение, возможность продвижения по службе; развитие творческой деятельности |
Изучая указанные факторы, американские исследователи пришли к выводу, что пока еще невозможно построить некую унифицированную единую систему управления инновациями. Видимо, на основании знаний и здравого смысла в каждом отдельном случае должна строиться своя система, соответствующая конкретной ситуации и процессу. В американской литературе системы управления принято классифицировать на две: иерархическую (механическую) и органическую системы управления.
Механическая (иерархическая) представляет собой систему управления, обеспечивающую четкое функционирование стабильных производственных и научных систем.
Иерархическая система (иногда именуемая бюрократической, командной) обладает следующими свойствами своей организации:
1. Основывается на формальном разделении труда.
2. Использует преимущественно свои штаты и материально-техническую базу.
3. Главную цель (или цели) подразделяет на частные задачи, которые могут выполняться независимо от общих задач.
4. Задачи формулируются жестко в терминах конечной цели.
5. Организация строится по иерархическому принципу, главными в ней являются вертикальные потоки информации.
6. Наиболее важная информация и контроль концентрируются ближе к вершине организационной иерархии.
7. Выполнение основных видов работ менее зависимо от личных качеств работников.
Данная организационная система управления служила основой, как бы идеалом рационалистической школы американского менеджмента. Однако значительный рост заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности (фирм, корпораций, научных организаций) в нововведениях выявил, что данная бюрократическая система не отвечала требованиям инновационных процессов.
Появилась так называемая органическая система управления.
Ее особенности и свойства заключаются в следующем.
1. Отсутствует жесткое распределение целей и задач - происходит их постоянное перераспределение.
2. В данной организации начинают преобладать горизонтальные информационные связи и коммуникации.
3. Решение и управление частными задачами может осуществляться в любом звене организации.
4. Регламентация работ низкая - ставка делается на квалификацию и инициативу исполнителей.
Главное здесь - развитие личных качеств работников.
В приведенной классификации для каждой из указанных форм могут быть применены так называемые кибернетический и синергетический подходы к управлению.
Практика и исследования показывают, что и иерархическая система управления обеспечивает некоторую часть инновационного процесса. Общая картина следующая. На первом этапе инновационного процесса целесообразно применять органическую систему управления. По мере продвижения инновационного процесса к завершению и увеличения используемых экономических ресурсов более эффективной становится применение иерархической системы управления.
Из многообразия форм и их сочетаний организации нововведений в мировой практике развитых стран можно выделить три основные формы:
- административно-хозяйственную;
- целевую;
- инициативную.
Админинстративно-хозяйственная форма основывается на стабильных целях и стратегиях и устойчивой производственно-технологической базе. Она пригодна для планомерного и эволюционного использования научно-технического потенциала. Эта форма организации используется в крупных научно-технических центрах и в научных подразделениях крупных корпораций.
Целевая форма организации инноваций применяется в случаях резких изменений требований со стороны внешней среды; она приспособлена к достижению меняющихся целей, требующих быстрых изменений в производстве и технологии.
Эта форма обеспечивает технологические прорывы, когда требуется объединять крупные экономические резервы. Она реализуется в промышленности через различные виды межорганизационной кооперации.
Инициативная форма организации инновационной деятельности ориентирована на максимальное использование человеческого потенциала, который действует в условиях неопределенности научно-технической среды.
Следует отметить, что на Западе в промышленности, в частности, в крупных корпорациях США, преобладают административно-хозяйственные формы организации с иерархической системой управления.
Для реализации крупных проектов, где имеется научная новизна (например, создание нового типа самолета) применяются целевые формы организации инновационных процессов. Тут можно выделить два вида организации: программно-целевую и кооперативно-целевую.
Первая, программно-целевая, ориентирована на заданную конечную цель программы. Создается орган управления программой, который строится на экономических отношениях (договорах, контрактах) между участниками ее выполнения. Организация по достижении цели прекращает свое существование.
Кооперативно-целевая форма организации предусматривает создание силами заинтересованных организаций нового предприятия, которое осуществляет определенные этапы инновационного процесса преимущественно своими силами. По достижении поставленной цели организация либо расформировывается, либо трансформируется в другую сферу деятельности.
При организации управления в научно-технической сфере и инновационной деятельности следует иметь в виду сложившуюся классификацию научных организаций, деятельность которых в той или иной степени носит инновационный характер. Она следующая:
НИИ - научно-исследовательские организации. Они могут быть отраслевыми и академическими.
ЦКБ - центральные конструкторские бюро.
ГПИ - государственные проектные институты.
ТБ - технологические бюро.
КБ - конструкторские бюро.
НЦ - научные центры (отраслевые и при институтах РАН).
НПО - научно-производственные объединения (НИИ - КБ - промышленные предприятия - сбытовые фирмы).
Научно-промышленные технопарки - преимущественно при вузах.
Технополисы - ассоциации объединения технопарков и инновационных центров в конкретном городе.
Инновационные центры и фирмы, создаваемые на инновационных принципах.
НИСы при вузах, УНИРы - научно-исследовательские сектора при вузах.
Малые научно-технические и производственные предприятия.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь