logo
Lekcii

Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.

Предмет социологии управления – управленческие процессы в системе социальных отношений общества. Предмет очень обширен, поскольку общество пронизано управленческими процессами. Отсюда проистекает определенная размытость границ дисциплины. Существует целая семья пограничных дисциплин, также изучающих управленческие процессы: Наука управления или менеджмент, наука организации и управления, теория государственного управления, социология власти, социология труда.

Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Толковый словарь по управлению дает такое определение: социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, ее характеристики и практический эффект.

По мнению М.В.Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления и организаций.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих проблем:

1. Социология управления изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем.

2. Aнализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений.

3. Проблема внутригруппового регулирования и социальная самоорганизация в отдельных группах и организациях.

Социология управления рассматривает такие вопросы управленческой деятельности, как:

• организационная культура;

• система власти и отношения руководства-подчинения;

• социальная структура организации;

• взаимосвязь формальной и неформальной структур;

• социальные группы, статусы и роли;

• формирование групп в системе управления по социологическим признакам;

• соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;

• участие исполнителей в выработке общих решений;

• оценка руководителей;

• организационные конфликты;

• адаптация персонала;

• управленческое консультирование;

• социальное планирование;

• сокращение персонала;

• дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т. д.;

• удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;

• социальная ответственность;

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора.