logo
Lekcii

7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.

Делегирование властных полномочий на нижние уровни организационной иерархии называется децентрализацией, концентрация же власти на высших уровнях управления можно считать централизацией. Очень важно здесь найти золотую середину.

Централизация

Децентрализация

1. Энергичные люди встречаются редко. Поэтому в их руках следует концентрировать власть.

2. Все организации требуют координации и интеграции действий. Лучше всего этого можно достичь с помощью централизации.

3. В больших организациях функциональные и оперативные руководители думают прежде всего о потребностях собственных подразделений. Иногда требуется принятие непопулярных решений, с которыми несогласно большинство персонала. Только централизованное управление способно принимать такие решения.

4. Секретность стратегических планов и решений легче сохранить в тайне, если их знает только небольшая группа руководителей.

1. В большой организации все труднее осуществлять централизованный контроль.

2. Децентрализация дает власть руководителям, которые лучше всего знают проблемы своих подразделений.

3. Передача полномочий на низшие уровни организации вовлекает все большое количество людей в управление организацией. Это повышает мотивацию сотрудников и удовлетворение от работы.

С точки зрения количества процедур и правил, регулирующих способы поведения и действия сотрудников можно выделить два типа организационных структур: формализованные и неформализованные. Понятие «формализации» относится к письменному оформлению целей, задач и принципов, а также правил и образцов действия в организации. При этом необходимо, чтобы письменные правила формулировались четко и ясно, были внутренне непротиворечивыми. Степень формализации определяется: количеством письменных правил, их подробностью, строгостью санкций, угрожающих за нарушение правил. Существуют ситуации заформализованности и недоформализованности.

Чаще всего в организации встречаются следующие документы: устав, организационная схема, служебные книги, инструкции хождения документов и т.д. Пространство так называемых мертвых правил.