4. Организационная структура и критерии ее планирования.
Под структурой понимается внутреннее строение организации, состав и связи между составляющими ее элементами. Структура выступает своеобразным «скелетом» организации. Можно выделить три основные характеристики структуры: состав элементов, отношения между ними и способ их подбора. Первичным элементом структуры является рабочее место, с которым связаны определенные задачи и ответственность. Не должно оно касаться конкретного работника, но объективных знаний и умений, необходимых для его занятия. Рабочие места объединяются в более широкие уклады, элементы или, другими словами, организационные единицы, которые облегчают управление организацией. Организационная единица – это коллектив сотрудников, которые составляют руководитель и непосредственно подчиненные ему работники, реализующие цель, соответствующую целям данной организации. Часто используются такие термины, как отдел, отделение либо уровень. При объединении отдельных организационных единиц возникает организационная иерархия, называемая также часто иерархической лестницей, являющейся системой зависимостей и подчинения организационных единиц, связанных со структурой управления в данной организации. Это уклад нескольких уровней, на верху которого находится высший менеджер (либо менеджеры), ответственные за всю организацию, а на следующих уровнях находятся руководители низшей степени. Уровни считаются, начиная от самого верхнего. Можно выделить следующие группы менеджеров: главное руководство; руководство среднего уровня; руководство низшего уровня (несут ответственность только за исполнителей, не командуют иными руководителями).
Можно выделить следующие критерии группирования в более крупные организационные элементы:
1. знания и умения (в поликлиниках);
2. этапы процесса труда (швейное производство: закройка, сшивание)
3. функции в системе (финансы, маркетинг, продукция).
4. Время труда (ночная и дневная смена);
5. Продукт (крем, мыло, шампунь);
6. Клиенты (индивидуальный, корпоративный);
7. Рынок, территория действия (Украина, Польша).
Критерии группирования | Плюсы | Минусы |
Продукт |
|
|
Функция |
|
|
Клиент |
|
|
Размещение |
|
|
Решающими факторами в выборе критериев группирования являются экономичность, способность к координации, а также потребности и качества сотрудников.
Организационные связи: служебные (иерархические), функциональные, технические, информационные.
Принципы построения организационных структур
1. Принцип цели – следует стремиться ясно и четко очертить цели, как всей организации, так и отдельных ее элементов, а задачи и цели отдельных рабочих мест должны формулироваться, исходя из общих целей организации.
2. Принцип деления общей цели на части и объединения частных целей в общую цель.
3. Принцип специализации. Согласно этому принципу рабочие места должны объединяться с точки зрения подобия реализуемых задач. Два основных критерия специализации: технологическая и предметная (мужская и женская обувь).
4. Принцип равновесия задач, полномочий и ответственности.
5. Принцип единоначалия – каждый подчиненный должен иметь одного непосредственного начальника.
6. Принцип установления рациональных границ надзора. Количество непосредственно подчиненных. Руководство низшего уровня до 30, средний и высший уровень – 3-9 подчиненных (Урвик считал до 6 подчиненных). Здесь нужно учитывать: уровень квалификации, характер задач (степень сложности), измеримость результатов труда, степень координации труда и т.д.
Какие рекомендации при построении организации. Построение организации на основе четырех основных элементов: разделение труда, департаментализация, иерархия, координация.
Согласно результатом исследований в Астонском университете в Бирмингеме основными измерениями являются: конфигурация, отражающая вертикальное и горизонтальное членение организации; централизация, отражающая вертикаль центров принятия решений; специализация или способ разделения задач, стандартизация и форматизация.
По мнению Стефана Роббинса, конструируя структуру организации, необходимо найти ответ на 6 вопросов:
Как задачи организации разделены на отдельные действия? – специализация.
По какому принципу группируются действия? – департаментализация (функции, продукт, географический принцип, процесс, клиенты).
Кому подчиняются единицы и группы? – иерархия подчинения.
Каким количеством подчиненных может руководить менеджер? – диапазон контроля.
Кто принимает решения? – Централизация и децентрализация.
В какой степени рядовые сотрудники и менеджеры должны придерживаться правил? – формализация.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь