logo
Lekcii

Понятие и сущность управления

Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в живых организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление произ­водственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы и другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Она являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако c изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. В русскоязычной научной литературе сложилась традиция рассматривать эти понятия как находящиеся в следующей зависимости друг от друга:

Административная система — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе, прежде всего в государственной системе.

Менеджмент — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе, в частных фирмах и корпорациях.

Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений между людьми, которые различаются местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, а также местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработ­ная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибы­ли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

Американцы, говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» – администрирование. Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».

Питер Дракер указал на характерные черты процесса управления:

  1. Управление касается прежде всего людей. Главным ресурсом выступают люди, поэтому внимание менеджеров концентрируется на лучшем использовании их потенциала. Отсюда главной задачей менеджера является эффективное управление трудовыми коллективами, как формальными, так и неформальными отношениями.

  2. Управление обусловлено культурой данного общества, что предусматривает необходимость учета разделяемых данным сообществом культурных ценностей.

  3. Управление требует простых и понятных целей, задач и ценностей, которые могут объединить всех членов организации.

  4. Управление должно сделать организацию способной к обучению и адаптации к новым условиям.

  5. Управление требует коммуникации, обмен информацией как внутри организации, так и со внешней средой.

  6. Управление требует системы показателей, позволяющих контролировать, оценивать и повышать эффективность действия.

  7. Управление должно быть однозначно ориентировано на основной и главный результат.

Два основных подхода к рассмотрению управленческой деятельности. Институциональный подход концентрирует внимание на группе лиц, которой доверено право отдания приказов и распоряжений. Другой подход – функциональный, очерчивает те действия, которые служат управлению процессами труда, которые являются необходимыми для реализации целей организации. В данном подходе управление выступает процессом реализации управленческих функций.

  1. Управленческие процессы и функции.

Обычно в управленческой науке выделяют четыре главных процесса, которые некоторые исследователи называют также управленческими функциями: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – предвидение будущих условий, указание средств, с помощью которых должны быть реализованы будущие цели и задачи.

Стратегическое, тактическое, операционное

Г. Кунц (H.Koontc) и С. О'Доннел (C.ODonnell) определили главные принципы планирования

- принцип конкретности, ясная и четкая формулировка целей

- принцип пунктуальности

- принцип эластичности возможность корректировки

- принцип оптимального временного горизонта, компромисс между неопределенностью и излишней краткосрочностью

Организация выбор средств и методов действия и упорядочение их в пространстве и времени

Принципы организации

- принцип разделения труда, основанный на разделении сложных функций на меньшие элементы и поручение их выполнения отдельным элементам организации;

- принцип гармонизации, основывается на гармоничном отборе элементов и гармонизации хода действий во времени;

- принцип специализации, группировка должностей и мест труда согласно принятым критериям;

- принцип иерархии. Разделение организации на несколько уровней управления, иерархически зависимых между собой;

- принцип кратчайшего пути, касается перемещения документов и информации;

- принцип делегирования полномочий, решения должны приниматься в месте появления проблемы;

- принцип равновесия прав и ответственности;

- принцип исключений;

Результатом организации выступает структура организации

Мотивация – это побуждение сотрудников к выполнению задач в рамках очерченной организационной структуры. Охватывает объяснение целей и обоснование задач. Функцией мотивирования выступает организация поведения людей, направленного на достижение определенных целей.

Для эффективной деятельности, а в особенности решения сложных задач, полезнее всего так называемая средняя мотивация. Это означает, что максимум выполнения задач приходится на мотивацию средней интенсивности.

Различается также негативная и позитивная мотивация.

Контроль основывается на установлении и оценке результатов деятельности, результатом чего должно стать исключение потенциальных отклонений от намеченного плана.

Процесс контроля 1) установление норм 2) измерение результатов 3) сравнение результатов с нормами 4) оценка результатов.