logo
Lekcii

2. Типология организации.

Закрытыя и открытые технические и социальные системы Р. Киллман

Социальная организация сосредоточена на людях, их потребностях, желаниях, мотивах, поведении.

Техническая организация включает в себя организацию труда, капиталы, информацию, бюджет.

Закрытая техническая организация - бюрократия М.Вебера.

Открытая техническая система чутко реагирует на требования внешней среды

Закрытая социальная система как модель школы человеческих отношений

Организация как открытая социальная система

Черты: 1) Входы. Получение энергии из внешнего окружения; 2) Системы преобразования энергии. 3) Выходы. Продукты во внешнюю среду. 4) Цикличность. 5) Негативная энтропия; 6) Информативные входы и кодирование информации; 7) Равновесие; 8) Разнообразие.

Подсистемы: 1) цели и ценности 2) технический 3) психосоциальный 4) структуры 5) управления

Неформальная организация система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выде­лить три основные черты этого явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержа­ние межличностных отношений.

Формальная организация — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систе­му отношений, зафиксированных должностными инструк­циями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

С социологической точки зрения социальная струк­тура формальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникаци­ях функциональным (необходимым, нужным) целям;

5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) администра­тивным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Во многих формальных организациях существуют неформаль­ные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.