6. Бюрократическая и органическая модели организации
Cамая распространенная в современном мире модель организации – это бюрократическая. Хотя одновременно и самая критикуемая. После М.Вебера свои теоретические модели бюрократической организации создавали такие известные авторы, как Р.Мертон, Селзник, Халл и Гоулднер. Ричард Халл считал характерными чертами бюрократии следующие: разделение труда, основанное на специализации функций; система правил, очерчивающая права и обязанности людей, выполняющих определенные роли; безличность взаимных отношений; система процедур (процедуральных правил), касающихся ситуационных черт выполняемой работы; карьера, основанная на технической компетенции. Критика бюрократии:
- не дает возможности развития индивида;
- развивает конформизм и групповые стереотипы;
- не учитывает неформальной организации и избегает непредвиденных ситуаций;
- система контроля является безнадежно устарелой;
- не может учиться на собственных ошибках;
- несовершенный обмен информацией;
- не дает возможности реализации всех возможностей человека вследствие недостатка доверия, страха перед санкциями;
- модифицирует личность до такой степени, что человек становится для себя и для других нудным, серым, зависимым «человеком организации».
Многие авторы пишут о порочном круге бюрократии, что рост формальных правил приводит к еще большему их росту, а недостатки порождают еще большие недостатки.
Остановимся на модели Гоулднера, который представил типологию бюрократических организаций. Критериями их выступают принципы создания и внедрения правил, реакция сотрудников на запреты, заключенные в этих правилах и связанные с этим конфликты, а также принципы реализации целей организации. Американские организации Гоулднер разделил на «шутливую» бюрократию и «карающую» бюрократию. «Шутливость» происходит от пренебрежения сотрудников правилами, навязанными сверху, при одновременном отсутствии наказаний за это со стороны руководителей. Поэтому в организации господствует достаточно свободная атмосфера межличностных отношений, а небольшие конфликты не влияют на нее существенно. Функционирование такой организации является успешным благодаря хорошим товарищеским отношениям, а не правилам. Совсем иная атмосфера господствует в организациях, где установилась «карающая» бюрократия. Здесь руководство требует строгого соблюдения сверху установленных правил, используя при этом жесткие санкции. В организации существует непрерывный конфликт межгрупповой. Одновременно сильно развиты неформальные организации, в которых люди ищут компенсации за полученные обиды, а также помогают друг другу в ситуациях, когда им угрожает наказание. Благодаря этому неформальному поведению, а также формальному поведению тех, кто подчиняется угрозам наказания, такие организации также достигают успеха.
Шутливая бюрократия | Представительная бюрократия | Карающая бюрократия |
Обязывающие правила не соблюдаются сотрудниками, которые не караются за это администрацией. | Правила формулируются совместно администрацией и сотрудниками и соблюдаются представителями этих двух групп | Принципы навязаны либо руководством, либо подчиненными, но обычно нарушаются обеими группами. |
Обычно появляются небольшие конфликты между рядовыми сотрудниками и администрацией | Бывают напряженные ситуации, но редко открытый конфликт. | Обычно бывают напряженные ситуации и конфликты. |
Реализация целей возможна компенсации нарушений неформальными отношениями и взаимодействием. | Реализация целей основывается на неформальных отношениях, взаимодействию, инициативе и образованию сотрудников и руководителей. | Реализация целей основывается на наказаниях и поддерживается благодаря неформальным отношениям. |
Принципы органической организации выработали Том Бернс (T.Burns) и Дж.Сталкер (George Stalker)
- использование широкой специализации, постоянное переформулирование задач в изменяющихся условиях.
- преимущество отдается универсальным квалификациям;
- ситуационный подход к локализации центров власти;
- большое внимание к ценностям внешней среды и престижности внешних связей организации, нежели внутригрупповым нормам и ценностям.
Механическая (бюрократическая) организация | Органическая (адаптивная) организация |
1. Задачи организации четко разделены и специализированны, немного внимания уделяется отношениям между задачами и целями организации. | 1. Большое внимание уделяется согласованию целей и задач организации. |
2. Задачи определены достаточно четко и жестко и могут быть изменены только высшим руководство. | 2. Задачи постоянно приспособляются и переформулируются в ходе взаимодействия с членами организации. |
3. Специфическое определение ролей (права, обязанности, технические методы записаны для каждого члена организации). | 3. Обобщенное определение ролей (члены организации принимают общую ответственность за выполнение задания, выходящую за рамки индивидуального определения роли). |
4. Иерархическая структура контроля, власти и коммуникации. Санкции, прописанные в соглашении между сотрудниками и организацией. | 4. Сетевая структура контроля, власти и коммуникации. Санкции происходят скорее из общности интересов, нежели из формальных соглашений. |
5. Информация, которая представляет важность для текущей ситуации и оперативной деятельности формально предназначена для руководства. | 5. Руководитель не является всезнающим, знание рассеяно по всей организации. |
6. Коммуникация происходит прежде всего по вертикали, между руководством и подчиненными. | 6. Коммуникация происходит как по вертикали, так и по горизонтали, в зависимости от того, где находится необходимая информация. |
Исследователи органической модели организации (Бернс, Сталкер) утверждают, что подобная модель более всего подходит для бурного и изменчивого внешнего окружения, которое требует высокой степени эластичности, в то время как бюрократическая модель лучше всего себя оправдывает в условиях стабильного окружения.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь