5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
Известный голландский исследователь организационной культуры Г.Хофштеде склонялся к точке зрения, что мы учимся культуре, а ее источником выступает социальное окружение. Каждый человек является носителем определенного образца мышления, поведения и чувствования, который присваивает на протяжении всей своей жизни. Поэтому культура является определенным типом коллективного программирования сознания, который отличает членов одной группы от другой.
Индивидуальность Унаследована и приобретена
Культура Приобретена
Человеческая природа Унаследована
Организационная культура читается с помощью символов, культ героев организации, ритуалы, а также систему ценностей. Проявления организационной культуры Хофштеде представляет с помощью «модели луковицы».
Символы
Герои
Ритуалы
Ценности Практики
Символы это слова, жесты, образы и предметы, которые имеют особенное значение и распознаваемы представителями данной культуры (язык, жаргон, стиль одежды, прически, флаги и т.д.). Символы могут часто изменятся, заимствоваться из чужих культур. Они находятся во внешнем, наиболее заметном слое культуры.
Герои – это современные или исторические личности, фиктивные либо реальные, которые олицетворяют определенные черты, особенно ценимые в данной культуре и тем самым представляют собой тип образца (герои преданий, анекдотов и т.д.)
Ритуалы являются коллективными действиями, которые воспринимаются членами организации как необходимые (религиозные церемонии, празднование юбилеев и т.д.)
Хофштеде классифицирует символы, героев и ритуалы как видимые практики, хотя и необязательно читаемые для всех.
Глубинный уровень культуры составляют ценности, склонности к принятию определенного выбора. Они позволяют оценивать вещи и явления в категориях добра и зла. В принципе невидимые для внешнего окружения, они могут быть прочитаны по способу поведения в определенных ситуациях. Стандартами ценности, обязывающими в данной группе являются нормы – принимаемые и декларируемые данной категорией людей. Способ интерпретации норм и ценностей в большой степени зависит от принадлежности к данной социальной группе. Вызывает это необходимость описания тех элементов, которые определяют систему ценностей. Хофштеде выделяет следующие уровни культуры:
Уровень национальной культуры,
Уровень культуры, связанный с принадлежностью к группе региональной, этнической или языковой,
Уровень культуры, связанный с половой принадлежностью,
Уровень социальной культуры, связанный с возможностями получения образования и профессиональной деятельности,
Уровень культуры организационной или корпоративной, связанный с ролью и статутом в данном месте работы.
Между этими уровнями могут случаться конфликты, которые значительно усложняют предвидение того, как тот или иной индивид будет вести себя в определенной ситуации. Кроме того, эти уровни накладываются один на другой, в результате чего каждый индивид является носителем нескольких слоев программирования сознания.
Голландский ученый профессор антропологии Герт Хофштедe выделяет четыре аспекта в организационной культуре. Его типология была построена на основании практических исследований в 60-80-х гг.. Он опросил более 60 000 менеджеров и сотрудников организаций сначала в 40-а, затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Анализируя результаты исследования, Г. Хофштедe выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.
Основными измерениями, которые позволяют установить отличия между культурами, являются следующие:
дистанция власти, которая очерчивает пространство ожидания и признания неравного разделения власти, выражаемое менее влиятельными членами общества или организации;
Коллективизм и индивидуализм. Это измерение относится к степени, в которой сотрудники склонны принять примат общих интересов над частными.
Мужественность и женственность. Проявляется в степени принятия неравенства.
Избегание неопределенности. Означает степень, в которой сотрудники склонны принимать неопределенные ситуации, изменения или функционирование в условиях отсутствия формальных правил.
1. Индивидуализм - коллективизм.
Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации Таблица 1
Параметры культуры
| Индивидуалистическая культура организации
| Коллективистская культура организации
|
Вмешательство в личную жизнь | Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь
| Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел
|
Влияние организации на самочувствие сотрудников
| Слабое
| Сильное
|
Защита интересов
| Сотрудники считают, что должны надеяться Только на себя, отстаивать свои интересы
| Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы
|
Функционирование предприятия
| Индивидуальная инициатива каждого члена организации
| Чувство долга и лояльность сотрудников
|
Продвижение по службе
| Внутри или вне организации на основе компетенции
| Исключительно внутри организации в соответствии со стажем
|
Мотивация
| Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп.
| Руководство использует традиционные формы
|
Социальные связи | Дистанционность | Сплоченность |
2. Дистанция власти. Второй параметр дистанция власти измеряет степень, в котором наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. До какой степени подчиненный принимает, что его начальник имеет больше власти? Прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому, что он больше знает? Выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что так хочет начальник, или потому, что он считает, что это наилучший способ выполнения? Вот вопросы, на которые необходимо ответить при диагностике этого параметра в организации. При этом низкая степень характеризуется равенством в обществе, а высокая – наоборот.
Характеристика культур Таблица 2
с высоким и низким уровнем дистанции власти
Параметры культуры | Культура с высоким уровнем дистанции власти | Культура с низким уровнем дистанции власти |
Частота выражения подчиненными своего несогласия
| Низкая
| Высокая
|
Предпочтение стиля управления
| Директивный
| Демократический
|
Восприятие неравенства
| Неравенство людей
| Неравенство ролей
|
Отношение к руководителям
| Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа
| Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей
|
Доступность руководства
| Высшее руководство недоступно
| Высшие руководители доступны
|
Отношение к праву
| Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву
| В организации право первенствует по отношению к силе
|
Структура организации
| Многоуровневая, тенденция к централизации
| Плоская, тенденция к децентрализации
|
Размер управленческого аппарата
| Большое количество управляюще-контролирующих сотрудников
| Управляющий состав малочислен
|
Дифференциация заработной платы | Большая
| Достаточно небольшая
|
Квалификация работников низшего уровня | Низкая | Высокая |
Статус рабочих и служащих | “Белые воротнички” обладают более высоким статусом по сравнению с “синими воротничками” | Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие |
3. Стремление к избежанию неопределенности. Степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или "авральность".
В организациях с высоким уровнем избегания неопределенности руководители, как правило, концентрируются на частных вопросах и деталях, ориентированы на выполнение задания, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность.
В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все "не наше и непривычное" представляет опасность.
Характеристика культур Таблица 3
с высоким и низким уровнем избегания неопределенности
Параметры культуры | Культура с низким уровнем избегания неопределенности | Культура с высоким уровнем избегания неопределенности
|
Отношение ко времени
| Готовность персонала жить настоящим днем
| У работников большая тревога за будущее
|
Предпочитаемый размер организации
| Работники предпочитают небольшие организации
| Работники предпочитают крупные организации
|
Возраст менеджеров среднего уровня
| Молодежь
| Средний и пожилой
|
Мотивация на достижение цели
| Устойчивая
| Низкая
|
Отношение к успеху
| Надежда на успех
| Боязнь неуспеха
|
Готовность к риску
| Большая
| Слабая
|
Предпочитаемый тип карьеры
| Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста
| Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца
|
Квалификация руководителя
| Руководитель не является специалистом в сфере управления
| Руководитель должен быть экспертом, специалистом в сфере управления
|
Отношение к конфликтам
| Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние
| Конфликты в организации нежелательны
|
Конкуренция между работниками
| Нормальное и продуктивное явление
| Соперничество не приветствуется
|
Готовность к компромиссу с оппонентами
| Высокая
| Низкая
|
Готовность к неопределенности в работе
| Высокая
| Низкая
|
4. «Мужественность — женственность». Г. Хофштед определяет маскулинизм (мужественность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей (материализм) и не придается особого значения заботе о людях. Он определяет феминизм (женственность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни.
Характеристика «мужской» и «женской» культуры
Параметры культуры
| «Мужская» культура организации
| «Женская» культура организации
|
Роль мужчины и женщины
| Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать детей
| Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей
|
Доминирование
| Мужчина должен доминировать в любой ситуации
| Различие между полами не влияет на занятие властных позиций
|
Главная ценность
| Успех - единственное, что значимо в жизни
| Качество жизни
|
Жизнь и работа
| Жить для работы
| Работаю, чтобы жить
|
Что является важным
| Деньги и хорошие материальные условия
| Мужчины и окружение
|
Стремление
| Всегда быть лучшим
| Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других
|
Отношение к свободе
| Независимость
| Солидарность
|
Чувство
| Уважать тех, кто добился успеха
| Сочувствие неудачникам
|
Принятие решений
| Логика
| Интуиция
|
5. Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств.
Результаты измерения переменных культур в 9 странах
Страна | Дистанция власти | Индивидуализм | Мужественность | Избегание неопределенности | Долгосрочность ориентации |
США | 40 | 91 | 62 | 46 | 29 |
Германия | 35 | 67 | 66 | 65 | 31 |
Япония | 54 | 46 | 95 | 92 | 80 |
Франция | 68 | 71 | 43 | 86 | 30 |
Голландия | 38 | 80 | 14 | 53 | 44 |
Гонконг | 68 | 25 | 57 | 29 | 96 |
Индонезия | 78 | 14 | 46 | 48 | 25 |
Зап. Африка | 77 | 20 | 46 | 54 | 16 |
Китай | 80 | 20 | 50 | 60 | 118 |
На основе различного сочетания этих параметров Г.Хофштед провел культурное картирование организаций многих стран мира. Например, по параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что:
Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралии имеют тип культуры — низкая дистанция власти/индивидуализм;
Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм.
В таких странах как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает культура — высокая дистанция власти/коллективизм.
Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.
Учитывая вышеназванные измерения оргкультуры можно выделить четыре характерные и составляющие континуум бинарные нормы поведения
ориентация на сохранение процедур – ориентация на достижение результатов;
забота о сотрудниках – забота о производстве; принадлежность – профессионализм.
Открытая система – закрытая система; слабый контроль – строгий контроль.
Нормативизм – прагматизм.
Эти черты в свою очередь послужили основой для выделения четырех типов организационной культуры:
Культура ориентированная на стабильность и безопасность (соблюдение формальных правил; индивидуализм представляется угрозой). Выступает в организациях со строгой иерархией и строгих процедурах контроля над сотрудниками.
Культура ориентированная на структуру и рутинные процедуры (сотрудничество и хорошая трудовая атмосфера). Характерная для организаций, в которых отношения между сотрудниками в иерархии формализованные в меньшей степени;
Культура, ориентированная на поддержку инициативы индивидов и малых групп, ценится умение творческого подхода к решению проблем. Встречается в организациях, в которых соперничество является чем то естественным.
Культура, ориентированная на реализацию задач (расплывчатая структура, стиль управления, основанный на лидерстве).
Модели организационной культуры
Основные ориентации | Ориентация на соперничество | Ориентация на кооперацию |
Ориентация на структуру |
|
|
Ориентация на людей |
|
|
Гендерные аспекты организационной культуры.
Синдром стеклянного потолка
Сексуальное преследование. Два типа: дай за дай; враждебное окружение.
Среди 1300 исследованных женщин в США, из них 53 % признали, что испытали на себе сексуальное преследование, а среди них только 36 % подали жалобы на своих обидчиков, а уже среди них около 50 % признали, что их жалобы были удовлетворены.
Исследование в Великобритании: 47 % женщин и 14,5 % мужчин утверждали, что были преследованы. В Испании в 1986 г. 84 % женщин утверждали, что испытали на себе замечания и шуточки сексуального характера, сексуального характера жесты – 55 %, прикасания – 27 %.
Гендерные стереотипы.
Фелиция Шварц «тропинка мамуси» в возрасте 40 лет 90 % менеджеров мужчин и только 35 % менеджеров-женщин имеют детей. Проблемы работников-отцов также нужно учитывать.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь