logo
Lekcii

1. Понятие инновации.

В середине 80-х годов сначала в американском, а потом в западноевропейском и японском менеджменте выделилось новое направление (субдисци­плина) – “управление нововведениями” (инновационный менеджмент), которое оформилось в управленческую “теорию среднего ранга”. Это направление исследует проблематику управления инновационным процессом. В социологии также началось формирование субдисциплины «социология инноваций».

Что же в общем понимается под инновационным процессом? В научной литературе встречается очень много толкований понятия инновация. Например: Нововведение есть первое применение нового процесса или продукта или: термин “нововведение” используется для обозначения действительно новых и уникальных продуктов, процессов или услуг. Слово инновация происходит от латинского innowatio и в обыденном понимании означает внедрение чего-то нового. В хозяйственной деятельности связывается с первым использованием новых идей или изобретений. Инновации относятся к а) технологичным процессам б) продуктам в) системам управления г) материалам и сырью д) открытию новых рынков.

Иозеф Шумпетер определи инновацию как 1) производство новых продуктов или усовершенствование старых 2) внедрение новых или усовершенствование старых процессов 3) использование нового способа продажи или закупки 4) открытие нового рынка 5) использование нового сырья или полуфабрикатов 6) внедрение новой организации производства.

Питер Дракер относил к инновациям также новые идеи.

Таким образом, можно выделить три основных подхода к пониманию инновации 1) как идеи или концепции 2) как процесса 3) как результата.

Филипп Котлер достаточно свободно трактует инновацию, как каждое изменение, впервые использованное в данном месте в данное время.

Сегодня в западных странах преобладает прагматический подход. Инновация – это процесс извлечения экономической и социальной выгоды из умений и знаний, инновация нужна для производства новых или улучшенных продуктов, процессов и сервисов.

Определение канадских авторов, опубликованное в 2005 г.: Инновация определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды (пользы), извлекается из умений и знаний через порождение новых или улучшенных продуктов, процессов и сервисов.