1. Понятие инновации.
В середине 80-х годов сначала в американском, а потом в западноевропейском и японском менеджменте выделилось новое направление (субдисциплина) – “управление нововведениями” (инновационный менеджмент), которое оформилось в управленческую “теорию среднего ранга”. Это направление исследует проблематику управления инновационным процессом. В социологии также началось формирование субдисциплины «социология инноваций».
Что же в общем понимается под инновационным процессом? В научной литературе встречается очень много толкований понятия инновация. Например: Нововведение есть первое применение нового процесса или продукта или: термин “нововведение” используется для обозначения действительно новых и уникальных продуктов, процессов или услуг. Слово инновация происходит от латинского innowatio и в обыденном понимании означает внедрение чего-то нового. В хозяйственной деятельности связывается с первым использованием новых идей или изобретений. Инновации относятся к а) технологичным процессам б) продуктам в) системам управления г) материалам и сырью д) открытию новых рынков.
Иозеф Шумпетер определи инновацию как 1) производство новых продуктов или усовершенствование старых 2) внедрение новых или усовершенствование старых процессов 3) использование нового способа продажи или закупки 4) открытие нового рынка 5) использование нового сырья или полуфабрикатов 6) внедрение новой организации производства.
Питер Дракер относил к инновациям также новые идеи.
Таким образом, можно выделить три основных подхода к пониманию инновации 1) как идеи или концепции 2) как процесса 3) как результата.
Филипп Котлер достаточно свободно трактует инновацию, как каждое изменение, впервые использованное в данном месте в данное время.
Сегодня в западных странах преобладает прагматический подход. Инновация – это процесс извлечения экономической и социальной выгоды из умений и знаний, инновация нужна для производства новых или улучшенных продуктов, процессов и сервисов.
Определение канадских авторов, опубликованное в 2005 г.: Инновация определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды (пользы), извлекается из умений и знаний через порождение новых или улучшенных продуктов, процессов и сервисов.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь