5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
В настоящее время вопросы НТП занимают центральное место в экономике и политике как в государственных органах, так и в крупных монополиях развитых западных стран.
Они с помощью научно-технических решений ищут пути и средства ускорения экономического роста своих государств, повышения эффективности производства и, естественно, увеличения общей массы прибыли. В связи с этим в бюджетах развитых капиталистических стран наблюдается рост затрат на научно-технические разработки, что обусловлено усложнением научно-технических проблем. Некоторые из этих проблем приобрели глобальный характер.
Исторически в наиболее развитых странах Запада сформировались две модели экономики научно-технического развития.
Первая модель НТП характерна для Японии и ФРГ. Она ориентирована на прямое повышение конкурентоспособности экономики. Доля военных исследований в государственных расходах на науку составляет в указанных странах соответственно 2 и 11%. В этих странах исключительно высока координирующая и направляющая роль государственных ведомств в выборе направлений приоритетов научно-технического развития.
Вторая модель, наиболее характерна для США и Великобритании. Суть ее в том, что почти 3/4 научного бюджета государства направляется на военно-космические программы, а 1/4 – почти целиком на фундаментальные исследования. Эта модель имеет определенные недостатки. Но они компенсируются следующими методами государственного регулирования: безвозмездной передачей результатов военно-космических и фундаментальных исследований промышленным фирмам; всемерным стимулированием малого научно-технического предпринимательства; широким применение косвенных методов стимулирования в виде налогов на прибыль, амортизационных отчислениях и пр.
В настоящее время в развитых странах Запада широко применяется так называемый контрактный метод финансирования научно-технических разработок на основе программно-целевого метода организации.
В практике крупных промышленных фирм Запада, несмотря на постоянные изменения организации управления, можно проследить общие тенденции и принципы управления НТП внутри фирм. Их четыре.
Первый принцип - централизация. Он известен давно и характерен для компаний с однородной продукцией и относительно низким уровнем НИОКР. В этих компаниях преобладает защитный тип научно-исследовательской политики. В таких фирмах все научные разработки выполняются в одном центре и подчинены высшему руководству компании.
Второй организационный принцип – полная децентрализация. Он получил развитие в сложных корпорациях с автономной структурой.
В этой форме каждое подразделение фирмы имеет собственный научно-исследовательский отдел, который функционирует в тесной взаимосвязи с производственными и сбытовыми отделами подразделения. Оценка деятельности этих научных подразделений неразрывно связана с коммерческой деятельностью всего подразделения.
Третий принцип условно можно назвать комбинированным централизмом. Он используется в фирмах, проводящих активную наступательную научно-техническую политику. Эти фирмы, как правило, исторически развивались путем выделения из них самостоятельных филиалов. Сюда относятся транснациональные компании. Сфера деятельности филиалов связана между собой базовой технологией. Обычно они имеют корпоративный научно-исследовательский центр, которым руководит вице-президент по НИОКР. В нем ведутся перспективные НИОКР. Доведением этих разработок до потребителей занимаются лаборатории филиалов.
Четвертый принцип связан с созданием так называемых инновационных предприятий. Его суть заключается в том, что для разработки, производства и проникновения на рынок с принципиально новой продукцией создаются специальные целевые группы, “внутренние группы”, на которые не распространяются многие финансовые, юридические и другие правила компании, вплоть до приобретения ими статуса независимой компании. С целью стимулирования кадров этих групп им разрешается вложение в данное предприятие собственных средств с предоставлением права участия в будущих прибылях.
Весьма полезно для нас иметь представление о некоторых аспектах экономики НИОКР в США – ведущего государства мира в научно-техническом прогрессе. Следует отметить, что в США в послевоенный период сложилась обширная сфера исследовательских работ, а также система распространения и освоения научно-технических достижений. Особенно интенсивно США стали развивать НИОКР с начала 50-х годов, приблизительно на 10 лет опередив другие развитые страны Запада. Это было обусловлено значительными, все возрастающими вложениями средств в сферу науки США для обеспечения конкретной продукцией.
Интересна сложившаяся структура затрат в исследования, которая обеспечила для США высокие темпы научно-технического прогресса:
- фундаментальные исследования – 13%;
- прикладные разработки – 23%;
- освоение и внедрение НИОКР – 64%.
Для США в области НИОКР характерна многосекторная структура и множество источников финансирования. Работы по НИОКР проводятся в США в трех крупных секторах экономики:
- в частном секторе – 74% затрат;
- в государственных научных учреждениях – 13% затрат;
- в системе высшего образования – 13% затрат.
Главная форма взаимоотношений между различными секторами науки и промышленности – программно-целевая организация исследований, основанная на коммерческих или некоммерческих контрактах.
Естественно, полезно сопоставить данные по экономике науки в США и бывшем СССР. Долгое время бытовало мнение, что в СССР больше всех в мире численность научного персонала, больше затрат на науку, а технический прогресс топчется на месте. Однако анализ, проведенной в США и СССР, и сопоставление данных по науке в 1988-89 гг. показали следующее.
Общая численность научных и научно-педагогических работников США на конец 1988 г. составило 2,73 млн. человек против 1,52 млн. человек в СССР. Расходы на науку в 1988 г. в США составили 1250 млрд. долларов против 35 млрд. руб. в СССР, то есть выше в 3,6 раза. В то же время средняя результативность труда в науке в СССР (СНГ) относительно уровня США оценивалась как 60:100. Это выше, чем соотношение производительности труда в других отраслях народного хозяйства СССР и США на тот период времени.
Роль университетов. Исследовательские университеты.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь