4.4 Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. И умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления понижают производительность труда.
В целом под социально-психологическими методами понимается совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Социально-психологические методы основываются на использовании индивидуальных особенностей человека, таких как:
темперамент, черты характера, особенности самооценки;
способности;
интересы и ценностные ориентации;
стремление человека к самовыражению, независимости, признанию способностей и заслуг.
Основные направления социально-психологических методов:
формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
выявление, развитие и использование индивидуальных способностей.
Рассматривая эту группу методов, можно отдельно рассматривать вопрос о социальных методах управления и психологических методах воздействия.
Социальные методы – это конкретные способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. К социальным методам относятся:
повышение социально-производственной активности (установление лидеров и подражание им, установление стандартов образцового поведения, создание заводских традиций, чтобы рабочие дорожили маркой предприятия).
поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, посвящение в квалификацию, праздники завершения крупных дел и т.д.).
моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
социальное нормирование (установление норм отношений друг с другом, правила внутреннего распорядка, правила производственного этикета).
социальное планирование – плановое решение социальных проблем коллектива, открывающих реальную перспективу улучшения условий труда, отдыха, духовного и физического развития. Такие планы включают разделы:
- улучшение структуры персонала;
- стабилизация кадрового состава;
- улучшение условий труда, быта, охраны здоровья;
- повышение жизненного уровня.
социальное регулирование – представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности предприятия.
Психологические методы – это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей.
Психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребности иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.
К психологическим методам относятся:
гуманизация труда (ликвидация монотонности, обогащение труда, цветовая раскраска помещения и др.);
моральное поощрение коллектива, поощрение инициативы, творчества, самостоятельности;
моральное поощрение работников такими способами, как:
- делегирование полномочий (как почетное поручение представлять где-либо предприятие, участие в работе комитетов и др.);
- повышение авторитета работника путем публичной похвалы, выдвижения в общественные организации;
- награждение, благодарность и наоборот, при низком качестве труда – беседа, разбор на собрании, моральное осуждение, вынесение общественного порицания и др.
Достоинства социально-психологического метода заключается в том, что:
включаются механизмы трудовой мотивации не связанные с удовлетворением моральных потребностей;
практически не требуются материальные затраты, но их воздействие на людей имеет высокую результативность.
Очевидные недостатки этого метода состоят в том, что:
достаточно трудно прогнозировать результаты;
не используются стимулы, опирающиеся на материальные интересы людей.
Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного применения руководитель должен обладать знаниями социальной психологии, психологии личности, психологии труда, социологии, иметь профессиональный опыт и навыки общаться с людьми и руководства ими.
Контрольные вопросы:
В чем отличие методов управления от функций и принципов управления?
Назовите особенности организационно – административных методов управления.
Какие достоинства и недостатки присущи организационно – административным методам управления?
Раскройте содержание экономических методов управления и их значение.
В чем отличие экономических методов от административных?
Каковы цели и содержание социально – психологических методов управления?
Вопросы для дискуссии:
1.Какие методы управления имеют приоритетное значение на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии?
2. Приведите примеры проявления экономических методов управления на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии.
3. Какие способы психологического воздействия на ваш взгляд наиболее эффективны?
Тест 4 - Методы управления
1. Методы управления — это:
а) способ осуществления управленческой деятельности;
б) способ целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления;
в) способ решения управленческой задачи;
г) принцип деятельности руководителя;
д) способ достижения целей предприятия.
2. Выделяют следующие методы управления:
а) организационно – распорядителъные;
б) программно – целевые;
в) социально - психологические;
г) экономические;
д) метод экспертных оценок.
Варианты ответов:
1) а, б, в; 2) а, 6, г; 3) а, б, д; 4) а; в, г; 5) в, г, д.
3. Исключите лишнее:
а) моральное воздействие;
б) организационное воздействие;
в) дисциплинарное воздействие;
г) распорядительное воздействие.
4. Различают следующие формы проявления организационно-распорядительных методов:
а) обязательные предписания;
б) согласительные предписания;
в) предоставление свободы действий;
г) рекомендации, пожелания;
д) все верно.Варианты ответов:
1) д; 2) а, б; 3) а, в; 4) а, г; 5) а, б, г.
5. Система административных методов может быть представлена как:
а)воздействие на структуру управления;
б) воздействие на объект управления;
в) воздействие на процесс управления;
г)все верно;
д)все неверно.
Выберите вариант ответа;
6. Выберите из нижеперечисленных экономические методы управления:
а) коммерческий расчет;
б) государственное экономическое регулирование;
в) моральное стимулирование;
г) налогообложение;
д) формирование малых групп;
е) хозяйственный расчет.
Варианты ответов:
1) а, б, в, г; 2) а, б, в, д; 3) а; 6, г, д; 4) а, 6. г, е; 5) б, в, г, е.
7. Исключите лишнее:
а) социальное планирование;
б) экономическое побуждение;
в) методы социально-психологической преемственности;
г) методы социально-психологической активности;
д) моральное убеждение;
е) методы комплектования малых групп.
8. Исключите лишнее:
а) гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещения и оборудования, использование специально подобранной музыки, обогащение труда и др.);
б) психологическое побуждение (поощрение творчества инициативы и самостоятельности);
в) удовлетворение профессиональных интересов повышения творческого содержания труда;
г) профессиональный отбор и обучение персонала фирм для более эффективного применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности;
д) отбор людей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
е) комплектование малых групп, исходя из критерия психологической совместимости работников;
ж) установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными;
з) дисциплинарное воздействие.
9. Согласны ли вы с утверждением, что:
а) существует система методов управления;
б) понятия "методы менеджмента" и "методы науки управления" идентичны;
в) выбор методов управления зависит от конкретной ситуации;
г) экономические методы всегда приоритетны;
д) методы управления выбираются на основе принципов;
е) каждый метод управления имеет границы своего эффективного применения.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание