logo search
ППМ_Опорный конспект_2011

Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.

При длительном контакте собеседники уделяют друг другу больше внимания, одновременно возрастает их взаимная зависимость. Для углубленного и более объективного восприятия и понимания собеседника человек располагает дополнительными познавательными возможностями.

В каждой конкретной ситуации важно понимать, что нужно в данный момент твоему собеседнику, как он себя чувствует, как воспринимает происходящее. Эта информация необходима для выбора правильной линии поведения.

Существуют три основных механизма, которые используются для понимания и восприятия собеседника в процессе длительного общения: : идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация – уподобление себя другому человеку, мысленное перемещение себя на место другого и прогнозирование своих переживаний, мыслей и действий в этой ситуации.

Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств, не рациональное объяснение, а стремление «прочувствовать», эмоционально откликнуться на его проблемы.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс, требующий специальных усилий, навыка самонаблюдения и психологических знаний.

Чтобы понять собеседника, необходимо обратить на него внимание.

Источником информации могут быть как высказывания собеседника, так и его невербальные проявления: выражение лица, взгляд, жесты, интонации, помогающие понять внутреннее состояние другого человека.

Мешают понять другого человека:

Если собеседник настроен негативно, необходимо как можно точнее понять, что именно его не устраивает. Негативные переживания сигнализируют о тех потребностях человека, которые в данный момент не могут быть удовлетворены. Пока мы не выясним, что именно нужно собеседнику, у нас нет возможности наладить с ним отношения партнера по общению.

Современная деловая культура выработала определенный стиль поведения, основанный на внимании к собеседнику, его переживаниям, мыслям, потребностям.

Выражение понимания и сочувствия собеседнику:

  1. Описание языком фактов неприятной ситуации;

  2. Описание его переживаний в этой ситуации (называть те переживания, которые он испытывает);

  3. Описание тех его потребностей, которые не удовлетворены в этой ситуации

Важно уметь интерпретировать высказывания собеседника, давать ему обратную связь о том, как вы его понимаете, предоставлять собеседнику возможность высказаться о своем состоянии и своей позиции.