Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
Для успешного построения деловых отношений необходимо доверие между участниками совместной деятельности.
Роль доверия тем выше, чем более значимыми и продолжительными эти отношения являются. В случае утраты доверия вернуть его крайне сложно.
Доверие рассматривают как своего рода социальный капитал, который создается за счет планомерных усилий, поэтому важно понимать, каким требованиям должно отвечать поведение, чтобы вызывать доверие у потенциального партнера.
Доверие как феномен существует не само по себе, а лишь в восприятии человека, в его оценке способности и желания других соответствовать его потребностями и, в конечном счете, взаимовыгодному сотрудничеству сторон.
Доверие – это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, с которыми заняты совместной деятельностью, или включены в отношения экономического обмена, оправдают наши ожидания.
Установлению доверия в деловых отношениях способствуют:
-
порядочность;
-
компетентность;
-
личностное сходство;
-
лояльность.
Лояльность – доброжелательность, проявление заботы об интересах другого, готовность к сотрудничеству и поддержке, открытость в общении (психологическая доступность, обмен информацией).
Поведение, соответствующее перечисленным критериям, способствует установлению доверия и развитию деловых отношений. И напротив, пренебрежение своей репутацией, негативная история взаимодействия с кем-либо, необязательность, непоследовательность и непредсказуемость поведения будут препятствовать установлению доверия. Дополнительным барьером является расхождение партнеров относительно важнейших ценностей, общепринятых норм и этических принципов делового поведения.
Доверие – это процесс, развивающийся во времени по определенным законам .
В зависимости от уровня развития доверия, отношения между деловыми партнерами строятся на различном основании и носят разный характер.
При благоприятных условиях доверие укрепляется и может на следующий уровень. При неосторожных действиях одного из партнеров, который не оправдывает ожиданий другого, доверие может разрушаться (что чаще происходит в самом начале взаимодействия). Если условия взаимодействия не вполне благоприятствуют укреплению доверия, оно может не достигнуть третьей фазы, а зафиксироваться на одной из предыдущих.
Анализ процесса развития доверия показывает, насколько регламентированным является деловое поведение и насколько важно для построения прочных отношений соблюдать определенные правила и нормы поведения. В подавляющем большинстве эти правила касаются максимального учета интересов и потребностей других участников деловых контактов. При этом необходимо быть целеустремленным и направленным на реализацию собственных интересов.
Одновременное выполнение этих требований обеспечивает основной принцип построения отношений в совместной деятельности – принцип партнерства, создающий наиболее комфортное положение всех участников и благоприятные условия для развития доверия.
Таблица 1.1
Процесс развития доверия
Фаза развития доверия | Характер отношений | Основание доверия | Условия полного развития фазы доверия |
Фаза расчета | Доверие шатко, развивается медленно, осторожно и может исчезнуть в результате неосторожных действий | Санкции, система сдержек и противовесов. Нарушающий доверие рискует потерять больше, чем выиграть | Соответствие ожиданиям Выгода доверия Соответствие слов и дел Выполнение обязательств Хорошая репутация |
Информационно-опытная фаза | Доверие способно выдержать некоторые испытания, партнеры могут понять и простить друг друга | Предсказуемость поведения партнера. Доверие основано на знании партнера и опыте общения с ним | Частые контакты Близкое знакомство Способность точно предсказать реакцию партнера на ситуацию |
Фаза тождества | Партнеры могут доверить другому представление взаимных интересов с остальными людьми; готовы на определенные жертвы ради партнера | Значительное или полное сходство целей и ценностей партнеров | Общность ценностей и принципов, сходные интересы, задачи и цели Уверенность партнеров в том, что в похожих ситуациях они поступят одинаково |
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.