logo search
СУ 1 - СУ как теория

Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки

1. Основные тенденции развития современного зарубежного и отечественного управления

2. Особенности и проблемы подготовки управленческих кадров

3. Основные аспекты деятельности международных неправительственных профессиональных организаций

1. Основные тенденции развития современного зарубежного и отечественного управления

Августовский путч 1991 г. и развал СССР стали толчком для ускорения рыночных преобразований. В процессе формирования и развития менеджмента в конце XX – начале XXI в. можно выделить три этапа, продолжительность которых невелика, но значима для становления отечественного менеджмента как науки и практики. На первом этапе (1984-1992) сформировался тип менеджера-предпринимателя, основной целью которого являлось личное обогащение. Благодаря функционированию кооперативов (хозяйствующий субъект) он получил практический опыт и навыки по управлению организацией, освоению рынков и взаимодействию с конкретными аудиториями. На втором этапе (1992-1998) разрушение производственно-хозяйственных связей СССР, изменение производственной структуры экономики суверенных государств, поиск новых рынков сбыта, поставщиков и партнеров обусловили формирование различных типов управленцев (хозяйственник, предприниматель, наемный персонал). С 1998 г. (третий этап) начинается значительное увеличение группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах экономики.

«Раскрепощение» социологии управления началось лишь в конце 1980-х гг., но по-настоящему произошло в 1990-х гг. Не случайно именно на этот период приходится резкий рост исследований по социологии управления, выполненных в новом, свободном от идеологического диктата плане (работы А.Н. Аверина, Ю.П. Аверина, Е.М. Бабосова, А.И. Кравченко, Ю.Д. Красовского, А.И. Пригожина, М.В. Удальцовой, В.В. Щербины и др.).

Экономические, социально-политические перемены, происходящие ныне в обществе, требуют адекватных изменений в системах управления, в деятельности менеджеров всех уровней. При этом следует иметь в виду, что управление распространяет свое влияние на все другие виды человеческой деятельности, как бы возвышается над ними: любой совместный труд предполагает наличие управленческого регулирования, координации.

Не случайно ныне и теоретики менеджмента, и практики хозяйствования и управления особое внимание уделяют разработке и применению инновационных технологий, развитию и реализации «новой» философии управления, центральной задачей которой выступает гуманизация менеджмента, развитие управленческих способностей не только у менеджеров, но и у всех работников для реализации партисипативного управления.

Овладение основами управления становится одной из важнейших характеристик активного гражданина цивилизованного государства. Об этом красноречиво говорит широкое развитие в зарубежных странах систем подготовки и совершенствования управленческих кадров, консультационных фирм, расширение выпуска литературы по управлению и бизнесу, научно-исследовательских центров, изучающих проблемы менеджмента и предпринимательства. Лидирует в этих вопросах США – страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Проблемы совершенствования управления стали объектом пристального внимания в странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Активизировал свою деятельность Мировой совет по научному управлению (СIOS), являющийся международным центром концентрации и распространения инноваций в управленческой теории и практике. Повсеместно менеджмент во всех его разновидностях уверенно занимает подобающее место в учебных планах подготовки современных специалистов.

Каковы наиболее характерные тенденции современного управления? Если говорить в целом, то сегодня и в зарубежном, и отечественном управлении прослеживается идентичность основных тенденций, как в теории, так и на практике. В каждой стране их иерархия, приоритеты могут быть различными, но основные направления практически совпадают, потому что они обусловлены происходящими в мире глобальными переменами.

1. Усиление международного характера управления, обусловленное переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием транснациональных корпораций и т.п. Интернационализация менеджмента, проникновение теоретических идей и практического опыта стали возможными в результате издания значительного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, широких международных контактов ученых и практиков, созданием международных систем информации, активизации деятельности международных неправительственных профессиональных организаций.

Изучение последствий глобализация является принципиально важным, так как оно подводит к базовым проблемам национального и интернационального взаимодействия. В частности, нельзя рассчитывать на успех, не учитывая национальные особенности. Каким бы успешным ни был чужой опыт, если он не вписан в общую концепцию социальных преобразований, не адаптирован к национальным традициям, он не даст желаемого долговременного результата. В этом плане показателен пример Японии, которая стала одной из самых мощных держав XX столетия благодаря вестернизации: она лучше всех научилась использовать последние достижения западной управленческой мысли. Главной формулой вестернизации стал лозунг «японский дух – западные знания», который предполагал абсолютное и бесспорное преобладание первого компонента над вторым, т.е. все иностранное, прежде чем быть воспринятым и использованным, должно было быть одухотворено «японским духом». Япония переняла европейские институты в политике (кабинет министров, политические партии, парламент, министерства по британскому образцу), реформировала армию и флот – по немецкому образцу, провела ряд экономических реформ, инициировавших быстрое промышленное развитие. Но уже в самом начале процесса развития японское правительство осознало, что оно может разрабатывать хозяйственные планы, но чиновники не могут сами управлять заводами и фабриками. Для этого был основан университет Тодай, начавший готовить необходимые правительству кадры, в других ведущих вузах стали готовить управленцев для экономики. Приток кадров из элитарных университетов значительно укрепил союз японской бюрократии и экономической элиты, что способствовало ускоренному развитию всех сфер общества.

Для Беларуси в этой связи являются важными сохранение и развитие характерного для нашей нации рационального коллективизма, национальной специфики управленческих отношений, управленческой культуры, ориентированной на высокое качество труда, ответственность, нравственную чистоту, всегда культивировавшихся на Беларуси.

2. Усиление внимания к различным формам демократизации управления, участия работников в прибылях, собственности и т.п. Сегодня демократизация претендует на одно из важнейших мест в научной и практической проблематике. Мотивация работников посредством собственно управленческой деятельности занимает центральное место в «новой философии» управления, суть которой в децентрализации принятия решений; добровольном активном сотрудничестве персонала и администрации в целях снижения издержек, повышения прибыльности, укрепления конкурентоспособности. Акцент делается на партнерство. Япония – как принимаются решения ринго сё и кружки качества.

3. Совершенствование кадрового потенциала менеджмента, так как от него зависит все, потому необходимы перемены по многим направлениям работы с кадрами, особенно в условиях информационного общества. Его социальная функция в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности предприятия, но и для реализации заложенных в личности потенций саморазвития. Исходя из этого, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как стиль руководства, культура сотрудников, мотивация их поведения и реакция на инновации. Возросшая социальная роль предприятия в обществе существенно повышает значение организационной культуры, т.е. системы ценностей, норм поведения, установок, принятых в качестве ориентира.

4. Необходимость дальнейшего развития науки управления, направленной на разработку актуальных проблем современного общества, развитие наиболее общих принципов, правил, технологий управленческой деятельности, применимых в условиях различных национальных экономик и сфер жизнедеятельности человека, научный анализ общего и особенного в управленческой культуре разных народов.

2. Особенности и проблемы подготовки управленческих кадров

Особое место в плане повышения социальной роли управления занимает профессионализм и мастерство менеджера, особенно в экономической сфере. Подготовке специалистов высокого класса западные страны уже давно уделяют первостепенное значение. Так, в США еще в 1930-е годы менеджеры превратились в весьма влиятельную общественную силу. Управленческая деятельность стала профессией, а менеджмент как область знаний – самостоятельной учебной дисциплиной. Быстро и мощно стала развиваться управленческая инфраструктура. В США, например, функционирует свыше 1300 школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления, в том числе 600 – это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов.

Ежегодно профессиональную степень Master of Bisiness Administration – МВА (магистр администрирования) получают около 72 тыс. студентов, что составляет четвертую часть всех магистров, выпускаемых американскими университетами по всем специальностям. В стране действует свыше 10 тыс. консультационных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, выходит более 60 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу.

Профессиональная подготовка менеджеров получила широкое развитие в странах Западной Европы: Франции, Италии, Великобритании, Германии. Во Франции, например, функционирует около 600 государственных и частных центров по подготовке профессионалов в области управления и организации. Практически во всех 22 ведущих университетах Франции ведется подготовка экономистов-управленцев широкого профиля.

Разнообразием отличается система подготовки менеджеров в Великобритании, где работает ряд специализированных школ по подготовке специалистов для компаний разного уровня. Значительное место в системе бизнес-образования Великобритании занимают школы бизнеса, задача которых – переподготовка и повышение квалификации руководящего состава компаний, а также руководителей государственных, региональных и муниципальных органов управления.

Специфична система подготовки менеджеров в Японии. Их здесь, как правило, готовят сами фирмы, особенно крупные. Почему именно компании? Они организуют для своих сотрудников курсы, которые служат целям обучения, воспитания, приобретению определенных функций менеджера.

Поскольку каждый человек проводит бо́льшую часть своей жизни в трудовом коллективе, основная роль принадлежит компании. Японцы давно осознали, что организация может служить действенным инструментом и средой социализации персонала, который должен не только обладать необходимыми профессиональными навыками, но и следовать нужным администрации фирмы ценностям, идеалам, нормам и моделям поведения. Иными словами, японская фирма формирует такую кадровую политику, которая должна способствовать выработке и закреплению необходимых и целесообразных моделей поведения работающих в организации людей, а точнее, тех аспектов их поведения, которые непосредственно касаются исполнения ими социальной роли работников фирмы. Такими моделями являются трудолюбие, преданность и лояльность по отношению к своей компании, стремление работать с максимальной отдачей и производительностью, постоянно повышать квалификацию и т.д.

Все эти аспекты находят свое отражение в философии компании, которая представляет собой совокупность взглядов и идей, выражающих цели и интересы японского управления. Как и любая другая философия, она формируется на основе исторических, экономических, политических, нравственных и иных ценностей народа, т.е. отражает исторические, социально-экономические особенности страны, ее культуру, общественную психологию и идеологию государства.

Как правило, японские менеджеры прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Это осуществляется в процессе социальной адаптации работника в трудовом коллективе. Но нередко социализация будущих японских работников начинается еще в рамках университетов, которые имеют тесный контакт с ведущими корпорациями страны. На основании стратегии развития персонала фирмы формируют в университетах факультативные группы из числа студентов первого-второго курса, куда тщательно отбираются будущие работники. В этих группах изучают прикладные науки, так как японская высшая школа грешит увлечением теорией, а на приобретение практических навыков времени не остается. Навыкам, которые понадобятся на конкретном производстве, обучают специалисты фирмы. Занятия в группах проводятся 1-2 раза в неделю по 2-4 часа. Производственную практику студенты проходят на своей фирме, где они также могут подрабатывать во внеурочное время.

Второй аспект обучения в этих группах – это направленная профессиональная социализация. Она осуществляется как во время занятий, которые проводят специалисты компании, так и непосредственно в трудовом коллективе. Поскольку японцы считают фирму аналогом семьи, именно профессиональная социализация способствует созданию системы социальных отношений, напоминающих семейные. В процессе социализации студенты – будущие работники – изучают историю компании, сведения об основателях и руководителях, начиная с мастера и заканчивая президентом компании. Их также вовлекают в социальную жизнь трудового коллектива: участие в спортивных состязаниях, культурных мероприятиях и т.д. Поэтому когда молодые специалисты приходят на работу, они уже знают систему взаимоотношений и стереотипы поведения в компании, т.е. в достаточной мере подготовлены профессионально в своей области и являются членами социальной группы, членами фирмы-семьи.

Однако было бы неверно акцентировать внимание только на внутрифирменной подготовке кадров. В Японии имеется ряд университетов, которые готовят специалистов для управления государством. Это знаменитый университет Васеда, экономистов готовит Кейо. Мацусита: Он создает Школу политики и управления, переименованную в 1980 г. в Институт политики и управления, где талантливые студенты совершенствуют свои управленческие способности. Из этого института вышло более 70 депутатов парламента и деятелей местного самоуправления.

Представляет интерес западный опыт финансового обеспечения подготовки и совершенствования менеджеров. Капиталовложения в подготовку управленцев здесь постоянно увеличиваются. Основную часть затрат берут на себя корпорации, банки, а также финансируемые ими и различными частными фондами университеты и другие учебные заведения. Большинство крупных фирм тратят на подготовку менеджеров более 1% оборотных средств. В целом в США ежегодно на эти цели компании расходуют 13 млрд. долларов.

Во Франции в соответствии с законом любая организация с числом служащих более 10 человек обязана тратить не менее 1,6% общей суммы заработной платы на обучение и повышение квалификации управляющих. Если эти средства не использованы по назначению, то их изымают в государственный бюджет. Крупные корпорации, в которых занято свыше 2 тыс. служащих, тратят на эти цели более 3% фонда заработной платы. Кроме того, во Франции все фирмы ежегодно отчисляют в фонд образования установленную часть прибыли, а органы власти предоставляют учебным заведениям некоторые льготы.

В западных системах подготовки управленческих кадров различных профилей особое место отводится профессиональному отбору студентов и их психологической подготовке. Объем психологических дисциплин в учебных программах достигает 40–60%.

В Беларуси за последние годы значительно выросло количество выпускаемых менеджеров. Их готовят как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Особая роль в подготовке управленческих кадров принадлежит Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В 1998 г. был введен образовательный стандарт, предусматривающий следующие специализации в менеджменте: в сфере производства, услуг, туризма, социальной сфере, банковском деле и др. Но не было ни одной для госуправления. Сегодня действует новый Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (2009 г.), который включает 8 направлений специальности «Менеджмент». Из них только 1 направление «Менеджмент (социально-административный)» можно отнести к чистому менеджменту. Государством по-прежнему управляют политики. В БГЭУ – политический менеджмент, а АУ только - Менеджмент (информационный). Результаты?

3. Основные аспекты деятельности международных неправительственных профессиональных организаций

В масштабах мирового сообщества активизировали свою деятельность международные организации, заботящиеся о качестве современного менеджмента, его влиянии на цивилизационные процессы. Прежде всего, это Мировой совет по научному управлению (СJOS) – неправительственное и некоммерческое объединение национальных организаций, обществ, комитетов, занимающихся распространением знаний по теории и практике управления. Каждая страна может быть представлена в CJOS только одной организацией, и эта организация должна быть общественной. В CJOS концентрируются специалисты самого высокого профессионального уровня.

Задачей СJOS является распространение и пропаганда в международном масштабе теории и практики научного управления на всех уровнях и во всех сферах деятельности, связанных с управлением. СJOS считает областью своей компетенции любую сферу экономической или другой деятельности человека, где могут быть применены теория и практика научного управления.

В состав СJOS входят 43 страны, а также такие организации, как Международная академия управления, Американская ассоциация управления, Британский институт управления. Совет объединяет несколько сот тысяч человек и имеет свои филиалы более чем в 37 странах на всех континентах. Штаб-квартира СJOS находится в Женеве.

Будучи членом других международных организаций, Совет контактирует с ЮНЕСКО и Международной организацией Труда (МОТ) и представлен обозревателем в Организации Объединенных наций (ООН).

Каждые 3 года Мировой совет выбирает наиболее актуальную управленческую проблему, по которой:

СJOS осуществляет свою деятельность через региональные филиалы, а также через обменные двух- и трехсторонние научно-технические связи. Для информации стран-членов СJOS публикует информационный бюллетень, в котором содержатся данные о планируемых на предстоящий год мероприятиях, перемещениях в руководстве, событиях в организациях-членах Совета, о деятельности региональных филиалов и другие вопросы. СJOS всегда способен дать необходимые профессиональные рекомендации по совершенствованию менеджмента.