logo search
СУ 1 - СУ как теория

1. Место социологии управления в структуре социологического знания

Социология как наука исследует общество во всей совокупности его проблем и благодаря природе своего объекта оказывается достаточно структурированной наукой. Три наиболее распространенные разновидности ее структуры – теоретическая и эмпирическая социология, макро- и микросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Еще одна линия ее структурирования – через направления и школы. Нас интересует та разновидность структуры, в которую вписывается отрасль социологии – социология управления.

Одним из основных принципов структурирования социологического знания является соотношение теорий разного уровня – общих и частных. Этот структурный срез социологии возник только в начале ХХ в., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания. Отраслевые социологии или специализированные теории располагаются между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями и изучают отдельную отрасль человеческой деятельности. Их чифсло непрерывно растет по мере того, как социологи все глубже проникают в изучение отдельных социальных сфер, процессов, явлений и видов деятельности.

Как возникают отраслевые социологии? Они возникают на границе социологии и других наук, поэтому носят «стыковой», междисциплинарный характер, или благодаря определенному субъекту социальной деятельности или сферы социальной жизни, в которых эти субъекты себя реализуют.

Тогда в соответствии с первым критерием на стыке социологии и экономики можно выделить экономическую социологию, социологии и права – социологию права, социологии и культурологии – социологию культуры и т.д. По субъекту деятельности выделяют социологию семьи, социологию молодежи, социологию личности, гендерную социологию и т.д. По сферам социальной жизни выделяют социологию труда, социологию спорта, социологию управления и др.

В рамках социологической науки выделяется множество отраслевых социологий, которые также важны для разработки управленческих проектов в определенных сферах (социология образования, социология религии), либо территориальных объединениях (социология города, социология села), либо общностях (социология молодежи, социология семьи). В силу того, что процесс управления имеет место во всех «срезах» социальной сферы общества, социология управления обладает интегративным характером по отношению к другим отраслевым социологиям. Конечно, она не так глубоко проникает в проблемы образования и религии, как это делают социология образования и социология религии, но она рассматривает проблемы взаимодействия групп и учреждений, функционирующих в этих сферах, формирует модели их оптимальных взаимодействий.

Каждая область научного знания имеет свой объект и предмет исследования. В отличие от других наук, изучающих многогранные управленческие отношения, социология управления акцентирует внимание на социальной сущности, социальных предпосылках и результатах управленческих процессов. С этой точки зрения социология управления не тождественна социологии менеджмента, хотя между ними нет преград и в переводе на русский язык слово «менеджмент» означает управление. Их отличие в том, что социология менеджмента описывает стратегию и тактику руководства компаниями в рыночном обществе, а социология управления изучает управленческие отношения как вид общественных отношений во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной. При этом применительно к социальной сфере в круг ее интересов входят не только общие механизмы управления, но и вся совокупность компонентов и факторов управления – социальная инфраструктура, условия и образ жизни, социальные качества людей, социально-статусные различия и связанные с ними отношения.

Социология менеджмента – специальная социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например, управленческих элит, в рыночном обществе. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а точнее его подраздела, управление персоналом. Вместе с тем ее концептуальные подходы, методы, способы анализа социальных явлений позаимствованы из социологии. Подобный синтез оказался плодотворным, ибо социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные закономерности в развитии обществ и их систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, которые в социологии обычно обходились стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, и вовсе не затрагивались.

Социология управления и социология менеджмента являются отраслями общей социологии, представляя более конкретный, чем она, уровень знания. Из общей социологии в отраслевую идет поток теоретической информации; обратного же движения не существует. Если общая социология подкармливает отраслевые дисциплины сверху, то практика руководства питает социологию управления и социологию менеджмента снизу – фактами, эмпирическими данными, экспериментами, новациями и т.д. Постоянно развивающаяся управляющаяся практика является не менее ценным, чем теоретическая наука, источником информации. Очень многие теоретики менеджмента являлись практиками. Накопив практический опыт, они систематизировали его и описывали в книгах, по которым сегодня учатся как по учебникам.