Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
Задача первого впечатления - быстрая ориентировка в ситуации взаимодействия, отнесение партнера по общению к какой-то группе, к какому-то типу людей по некоторому признаку (стереотипизация).
Наиболее важные для этого характеристики (признаки) воспринимаются достаточно точно, а остальные черты и особенности «достраиваются» (приписываются), что создает возможность ошибки.
В этом смысле первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой является то, что мы приписываем встреченному человеку некоторые оценки неизвестных пока качеств, причем при последующем общении результаты первого впечатления продолжают действовать.
Некоторые ошибки восприятия происходят из-за так называемого эффекта ореола, при котором мы оцениваем человека по важному для нас фактору, а затем эту оценку совершенно необоснованно распространяем на другие его качества и черты личности. Ошибки восприятия, связанные с эффектом ореола, в той или иной степени присущи любому первому впечатлению, они возникают спонтанно и практически не контролируемы.
Наиболее распространенные причины ошибок восприятия, связанные с эффектом ореола:
-
фактор превосходства (статуса) – качества человека более высокого статуса мы склонны завышать, более низкого статуса – занижать.
-
фактор привлекательности – действует в случае эмоциональной реакции на внешний вид собеседника: более привлекательному приписываем достоинства, человеку с неприятной внешностью приписываем отрицательные качества или занижаем оценку его достоинств.
-
фактор «отношения ко мне» (доброжелательности или враждебности) – человеку, настроенному доброжелательно, демонстрирующему уважение, мы часто приписываем положительные качества или игнорируем отрицательные, преувеличиваем их достоинства и не замечаем недостатков; в отношении враждебно настроенного человека – наоборот.
В своем сознании мы отражаем не процесс формирования образа другого человека, а его конечный результат, и полностью доверяем ему.
Правила поведения, учитывающие психологию восприятия.
Менеджеру важно понимать механизм возникновения ошибок восприятия, чтобы понимать, как он может ошибиться при восприятии незнакомого человека, а также, как он сам может способствовать ошибочному восприятию себя впервые встреченными людьми.
Необходимо понимать природу возможных ошибок восприятия, и корректировать свое поведение для избегания негативных последствий этих ошибок. При оценке нового собеседника необходимо учитывать возможность возникновения ошибок восприятия.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.