4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
Административные методы – система способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем систем.
Административные методы занимают особое место в системе управления. Это объясняется тем, что они создают необходимые условия для функционирования предприятия. Посредством этих методов формируются трудовые коллективы, организационные структуры управления, регламентируется деятельность предприятия, обеспечивается организационная четкость, дисциплинированность, поддерживается необходимый распорядок в работе производства, приводятся в действие решения руководящих органов и лиц.
Административные методы носят директивный характер, прямо воздействуют на поведение и волю объекта управления, опираются в основном на власть и принуждение, отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
Административные методы реализуются в следующих формах:
методы организационного воздействия;
методы оперативно - распорядительного воздействия;
приемы и способы дисциплинарного воздействия.
Методы организационного воздействия включают в себя регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование – совокупность правил, определяющих порядок работы. Регламентирование – жесткий тип организационного воздействия. Оно заключается в разработке и ведении в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих течении определенного этим положением периода.
Примером могут служить Закон РБ «О предприятии», устав предприятия, учредительный договор, положение о подразделениях, должностные инструкции
Нормирование – установление допустимых границ деятельности.
Нормирование считается менее жестким типом организационного воздействия и заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности. В практике управления используют нормативы времени, численности, выработки и др. В управлении очень важно определить где, для каких видов работ, какие, в какой форме и в каких границах следует применять нормативы.
Инструктирование – воздействие исполнителя с помощью инструкций, указаний, рекомендаций. Инструктирование является наиболее мягким способом воздействия.
Содержание его сводится к ознакомлению с условиями работы, объяснению возможных проблем, предостережению ошибок, совету по выполнению каких-либо работ и т.д.
Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы. Инструктирование может осуществляться коллективно, путем личных контактов, посредством телефона, электронной почты и т.д. К инструктированию относится оформление помещения необходимой организационной документацией. Это стенды с наименованием организационных подразделений, схемы их расположения, порядок работы, внутриорганизационные инструкции. Очень важную роль при этом играет лаконичность, простота, учет психологии восприятия.
Методы оперативно-распорядительного воздействия – это способы текущей организационной работы. Основой их является решение конкретных ситуаций, которые возникают довольно часто.
В состав методов оперативно-распорядительного воздействия входят постановления, указы, приказы, распоряжения, резолюции, выговоры и т.д. По форме распорядительное воздействие может быть устным или письменным. Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения.
Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. Различают коллективную, личную, материальную, моральную, служебную ответственность. За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- отстранение от работы;
- увольнение.
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену)работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
не прошедшего проверку знаний по охране труда;
не использующего средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью;
не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренным законодательством.
Работника, задержанного по месту работы в момент совершения кражи, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Важным моментом правильного применения способов дисциплинарного воздействия является соблюдение такого принципа, как обеспечение единства прав и ответственности. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управленческому произволу, в то же время их недостаток парализует деловую активность и инициативу.
Преимущества и недостатки административных методов представлены в таблице 4.1
Таблица 4.1
Преимущества и недостатки административных методов
Преимущества | Недостатки |
Обеспечивает единство воли руководства в достижении цели; | Не способствуют развитию творческого начала личности; |
В малых организациях (подразделениях) оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменения общей среды. | Практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива Часто негативно оцениваются персоналом. |
Не предполагает крупных материальных затрат; | Не используются действующие стимулы труда, а потому могут возникнуть антистимулы; |
Единственно эффективны в примитивных ситуациях; | Приводят к концентрации власти;
|
Позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала; | Требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации; |
Обеспечивают выбранную технологию производства и управления. | Увеличение каналов информации приводит к неизбежности ее искажения. |
Требуется большой управленческий и контрольный аппарат для создания большого числа управленческих актов; | |
Повышаются издержки/ |
Административные методы занимают особое место среди других методов. Они определяют возможности использования экономических и социально-психологических методов.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание