logo search
ППМ_Опорный конспект_2011

Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык

В отличие от бытовых привычек общения, в деловой среде важен не только смысл высказывания, но и его форма.

Например, по тому, какие речевые обороты использует человек, можно понять его жизненную позицию.

Человек может быть реактивным, занимая пассивную позицию, он не проявляет инициативы, просто реагируя на воздействия социальной среды, ждет, что кто-то сделает для него то, что ему нужно. Эта позиция проявляется в реактивном языке, который помогает человеку перекладывать ответственность

Но в природе человека – быть проактивным, то есть действовать по своей инициативе и принимать на себя ответственность за происходящее. Проактивный язык (язык действия) помогает чувствовать себя свободным, действовать и принимать на себя ответственность за происходящее.

Таблица 1.3.

Примеры высказываний, характерные для пассивной и деятельной жизненной позиции

Реактивный язык (язык отказа от ответственности)

Проактивный язык (язык действия)

Я ничего не могу сделать

Рассмотрим варианты действий

Я такой, какой есть

Я могу подойти к этому иначе

Я должен это сделать

Я считаю это наилучшим выбором

Я обязан

Я предпочитаю

Если бы ...

Я сделаю

Важно помнить, что при построении линии поведения, выборе тех или иных моделей и приемов общения, необходимо ориентироваться не только на цели и задачи, ставшие непосредственным поводом к общению, но и на то, как выбранный вариант поведения отразится на имидже, какое впечатление это произведет на партнеров по общению.

Задание 3

Сочинение «Личная программа создания позитивного профессионального имиджа»

включает следующие вопросы:

1. Из чего складывается позитивный имидж менеджера

2. Каким должно быть поведение менеджера для создания положительного впечатления

3. Как связаны требования к поведению менеджера с особенностями его профессиональной деятельности.

4. Что в моем поведении необходимо изменить, чтобы оно соответствовало профессиональным требованиям.

5. Какие действия я для этого могу предпринять.

При выполнении задания использовать пособие