logo search
СУ 1 - СУ как теория

2. Возникновение научных основ управления

Говоря о непосредственных предпосылках появления социологических идей и теорий социального управления, следует упомянуть социально-экономические факторы, повлиявшие на их возникновение. Одним из таких факторов стало развитие капитализма в первой трети 19 в., которое акцентировало внимание не только на проблемах взаимодействия общества и человека, но и на проблемах управления этим процессом.

В странах капитализма, прежде всего в Англии и Франции, с одной стороны, наблюдался значительный социально-экономический и политический прогресс (появление машинного производства), с другой – усугублялась эксплуатация, характерным было тяжелое положение рабочих, крайне неблагоприятные условия на производстве, стали появляться кризисы. В ответ появились новые формы классового противоборства. Как реакция на данные процессы, в социальной мысли возникают новые теории.

Идея социального управления рассматривалась не только на теоретическом, но и эмпирическом уровне. Первые эмпирические исследования появились в 17-18 вв. для получения информации о населении и материальных ресурсах для более эффективного социального управления. Проводились переписи населения (самая первая во Франции в 1697 г.), собирались данные о рождаемости, смертности, росте народонаселения, его благосостоянии, богатстве и бедности и т.д.

Большую роль в развитии идей социального управления сыграло появление социальной статистики (А. Кетле) и моральной статистики. Социальная статистика на основе собранных данных выявляла закономерности, проявляющиеся в соотношениях показателей определенных групп общественных явлений. Моральная статистика обобщала данные о моральном и интеллектуальном состоянии различных слоев населения, а также условиях их жизни и труда. Обе имели значение для выявления предмета управления социальными процессами.

В 19 в. благодаря идеям европейских философов и политиков эпохи Возрождения и эпохи Просвещения в теории социального управления оформились либеральная, консервативная и социалистическая идеологии.

Либерализм возник в Англии. Его сторонники признавали необходимость совершенствования общественной жизни, ее обновления в соответствии с требованиями времени. Но они отвергали революцию, считая, что решение общественных проблем можно успешнее осуществлять путем умелого управления общественной жизнью. Основной смысл управления заключается в том, чтобы государство обеспечивало гражданам как можно более полную свободу, ограничивая ее посредством законов лишь теми пределами, за которыми действия одного будут приводить к нарушению свободы других людей. Прежде всего, такая свобода должна быть предоставлена в экономической сфере. Государство не должно вмешиваться в экономику, предоставив все частной инициативе. При создании таких условий граждане, действуя в соответствии со своими интересами, найдут правильную линию поведения, которая может обеспечить им жизненное благополучие. А на основе роста благополучия индивидов будет расти и благополучие всего общества.

Обновление общественной жизни в соответствии с требованиями времени и свободы личности как задачи социального управления – несомненная заслуга либеральной идеологии. Но есть и недостатки:

- переоценка возможностей индивида в решении жизненных проблем;

- недооценка значимости социального управления в обеспечении общественного благополучия, особенно аспектов социальной защиты и поддержки нуждающихся в том членов общества;

- недооценка значимости традиционных ценностей народа.

Консерватизм стал оппонирующим либерализму идейным течением. Его суть в том, что он отстаивал неизменность сложившихся общественных порядков, сохранение традиций и ценностей и т.п. Эти положения верны для нормального функционирования общества. Применительно к социальному управлению это означает ориентацию на поддержание стабильности общественных систем, учет в управленческой деятельности особенностей национальной психологии, национальных традиций и т.д. Но если они абсолютизированы, то порождают негативные следствия. В частности, они

- препятствуют любым переменам, в том числе используя для этой цели социльно-управленческие воздействия;

- сохраняют все отжившее, мешающее нормальному функционированию и развитию общественных систем;

- игнорируют позитивный опыт, достигнутый в области социального управления в других странах и др.

Все это ограничивает возможности использования идей консерватизма в выработке эффективной теории и практики социального управления.

Широкое развитие в 19 в. получила социалистическая идеология. Утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, конструируя социализм и коммунизм как идеальные общества будущего, в основу их управления положили принципы справедливости, равенства, реализации разумных потребностей всех групп населения. Именно они впервые сформулировали идеи общественного самоуправления как наиболее рационального типа социального управления в условиях нового общественного строя.

В середине 19 века сильное влияние приобрели радикальные варианты социализма, связывающие реализацию своих идеалов с осуществлением насильственной революции. Самым влиятельным течением стал марксизм.

Его основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали необходимость управления для нормального функционирования общества на любом уровне его организации. Но реальную организацию управления – как оно осуществлялось в истории и в современной им жизни, они оценили негативно. Они рассматривали управление частнокапиталистическим производством как один из аспектов системы эксплуатации труда капиталом. Потому обосновывали не подходы к совершенствованию этого управления, а ликвидацию всей системы и построение новой экономики, основанной на общественной собственности и управлении по единому плану, что должно обеспечить успешное, бескризисное развитие общественного производства. Государство рассматривалось Марксом и Энгельсом лишь как орудие господствующего класса для подавления угнетенных.

Несмотря на то, что история доказала несостоятельность некоторых положений марксизма, в его работах, прежде всего в «Капитале», содержались универсальные идеи управления. Они обращены к проблеме связи управления и труда. Маркс исходит из того, что всякий труд, осуществляемый в крупном масштабе, нуждается в управлении. Он рассматривал социальное управление как особый вид деятельности людей, вне которой регулирование социальных процессов становится невозможным. Отсюда следует: социальное управление требует специальной группы работников – управляющих, которые существуют вследствие объективной необходимости выполнения соответствующего (управленческого) труда.

Для развития теории и практики социального управления особое значение имели две идеи, которые разрабатывались основоположниками социологии. Первая идея о социальной солидарности. Ее смысл заключается в том, что, хотя в обществе, особенно развитом, существует социальная дифференциация, различия в положении и интересах образующих его социальных групп, все они выполняют необходимые для общества функции, находятся в состоянии взаимозависимости и потому должны устанавливать между собой отношения солидарного взаимодействия.

Эта идея показана в формуле основоположника социологии О. Конта «порядок и прогресс». Она содержала его видение управления обществом в условиях капитализма. Целью социального управления является «согласование порядка и прогресса». Прогрессивное развитие общества можно и нужно обеспечивать не через «великие потрясения», революции, а в рамках сохранения утвердившегося социального порядка при его совершенствовании. Для этого требуется умелое, эффективное управление общественными процессами, которое должно учитывать интересы разных социальных групп и способствовать их гармонизации, что ведет к укреплению социальной солидарности и общественного порядка.

Вторая идея была о соблюдение моральных принципов, на основе которых должно осуществляться социальное управление. Так как преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена, государству следует стремиться к реализации именно данной задачи. Особое внимание в этой связи уделялось делу образования и воспитания пролетариата, которое государство просто обязано взять на себя.

Классики мировой социологии послеконтовского периода Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм и др. уделяли немало внимания проблематике социального управления. Наследие данных и других мыслителей прошлого, которые обосновывали социалистические, либеральные и другие концепции управлении общественными процессами, послужили теоретико-методологической основой научных подходов к социальному управлению как в масштабах общества в целом, так и на уровне регионов, муниципальных образований и отдельных организаций.