Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
Значительные сложности связаны с регулированием деятельности производителей в отношении ее социокультурных последствий. Для разработки соответствующих законов данный аспект хозяйственной деятельности недостаточно изучен, да и сами последствия могут проявиться через значительное время. Например, в Японии, являющейся одним из лидеров компьютерного рынка, был введен запрет на использование компьютеров в обучении детей младшего возраста. Оказалось, что преждевременная «компьютеризация» негативно сказывается на развитии образного восприятия и, как следствие – ряда мыслительных функций.
Кроме того, осознание негативных эффектов наступает лишь тогда, когда уже нанесен серьезный ущерб отдельным людям и обществу в целом, как это произошло в нашей стране с игорным бизнесом. Для введения существенных ограничений в этом виде деятельности необходимо было, чтобы от него пострадали тысячи людей, возник новый вид психических заболеваний – игровая зависимость. Пришлось создавать стационары для лечения этих больных, тратить средства на их лечение и реабилитацию. Множество потенциально трудоспособных членов общества оказались исключенными из сферы общественного производства. Это эффекты, которые лежат на поверхности, но последствия широкого распространения азартных игр привели также к деформациям в общественном сознании: немалая часть людей, не относясь к больным игровой зависимостью, разделяет их стремление получать деньги, не затрачивая труда, что делает их малопригодными к полноценной работе, а значит, подрывает экономический потенциал общества.
Другим ярким примером является коммерциализация книгоиздательской деятельности, СМИ и культуры в целом. Нежелательные побочные эффекты проявились одновременно со свободой самовыражения для авторов и стремлением к более полному удовлетворению потребностей читателей и зрителей. Значительно снизилось качество творческого продукта. Характерная для нашей культуры направленность на внутренний мир человека, совершенствование личности оказалась экономически невыгодной. Стремление к максимальному коммерческому успеху привело к появлению пропаганды насилия и пороков, стала преобладать ориентация на массового потребителя, имеющего сниженные идеалы, невысокий образовательный и нравственный уровень.
Книги, театр, кино, телевидение не только развлекают своих читателей и зрителей, они еще и формируют общественные ценности и идеалы, участвуют в создании социальных норм. Коммерциализация культуры привела к значительным деформациям в общественном сознании, массовому разрушению культуры речи, легализации антиобщественных форм поведения, появлению в качестве героев аморальных личностей – и все это благодаря ориентации на существующий спрос.
В данном случае побочный эффект проявился не только на уровне культуры, снижая общественную нравственность и препятствуя реализации личностного потенциала значительной массы людей. Негативные последствия существенны и для экономики страны, так как уже сформировалось поколение, ориентированное в большей степени на потребление, чем на созидание, а это уже прямая угроза трудовому потенциалу станы.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.