logo search
ППМ_Опорный конспект_2011

Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа

Согласно этой теории в структуре личности каждого человека можно выделить три основных состояния, условно названные «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», которые связаны с выполнением определенных психологических функций. В специальной литературе их объединяют под названием «эго-состояния». Позиции участников общения и характер их взаимодействия зависят от тех эго-состояний, в которых они находятся в момент общения.

Сравнительная характеристика эго-состояний

Эго-состояние

Психологическое содержание и функции

РОДИТЕЛЬ

Накопление опыта, правил поведения

Память, традиционное видение мира, забота о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традиций

Выполнение роли родителя, старшего

Установки, эмоции и модели поведения, скопированные у родителей и других значимых старших лиц

ВЗРОСЛЫЙ

Обращено к реальной действительности, направлено на объективную и рациональную оценку ситуации

Человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь»

Позволяет использовать соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы

Способы решения проблемы, модели поведения и чувства адекватны реальной ситуации

ДИТЯ

Установки, эмоции и поведение, усвоенные в детстве

Мир эмоций и чувств: иррациональные страхи, тревога, грусть, гнев, страсти, подчинение, бунт, радость, нежность, любовь, чувство прекрасного

Спонтанность, креативность, игра воображения, творческий порыв, интуиция

Примеры часто встречающихся транзакций

Сколько можно просить тебя звонить, когда задерживаешься!

Что я – маленькая? Все приходят домой не раньше двенадцати.

а)

Почему ты не подготовил свою часть презентации вовремя? Опять кто-то должен за тебя это делать!

Во-первых, смени тон, а во-вторых – ты мне не начальник, не командуй.

б)

Я не могу утвердить отчет, у меня есть ряд замечаний. В тексте отмечены разделы, которые освещены неполно.

Хорошо, мы доработаем эти разделы и представим окончательный вариант через два дня.

в)

(ехидно) А эта сумочка, наверное, из Парижа?

(с обидой в голосе) Да, это из последней коллекции.

Социальный уровень

Психологический уровень

г)

Элементарный акт общения – «транзакция» – изображается стрелкой.

В качестве эталона делового стиля поведения выступает транзакция типа «Взрослый – Взрослый»

Использование состояния «Взрослый» предполагает рациональный подход к решению возникающих проблем, адекватное реагирование на ситуацию «здесь и теперь». Это состояние связано с обменом информацией и ведением переговоров. Транзакции типа «Взрослый-Взрослый» обеспечивают равноправные позиции собеседников и поддерживают процесс общения.

Эго-состояние «Родитель» связано с доминированием в разговоре, что противоречит представлением о партнерском взаимодействии и может вызвать защитную реакцию собеседника; человек в этом состоянии скорее обращен к прошлому опыту, чем к текущей ситуации, что снижает объективность восприятия и лишает гибкости.

В состоянии «Дитя» мы воспринимаем ситуацию скорее эмоционально и реагируем спонтанно, используя детские стереотипы поведения. При этом человек чувствует себя зависимым, и либо подчиняется собеседнику, либо протестует против навязываемых правил взаимодействия. Такой рисунок поведения не может быть моделью профессионального поведения успешного менеджера.

Задание 6.

1) Присти три примера поведения участников взаимодействия, не совместимого с понятием партнерского общения.

2) Привести по три примера взаимодействий, соответствующих каждой из четырех схем (см. пособие – использование модели транзактного анализа).

3) Пояснить преимущества модели взаимодействия «Взрослый» - «Взрослый» и трудности, возникающие при ее реализации.