logo search
ППМ_Опорный конспект_2011

Публичное выступление

Публичное выступление является профессионально важном навыком современного бизнесмена. Имея хорошие навыки публичного выступления, бизнесмен может использовать их как для решения практических задач своего бизнеса, так и для самопрезентации. Существуют следующие виды публичного выступления:

Алгоритм подготовки публичного выступления.

Выступление рассматривается одновременно как речь и как событие.

Алгоритм включает следующие шаги:

Формулировка темы зависит, с одной стороны, от цели выступления, а с другой – от интересов и особенностей восприятия аудитории. Она должна привлекать внимание, быть простой и в то же время достаточно броской, вызывать у слушателей ощущение неопределенности.

Цель речи должна быть понятна с первых же слов.

Главной же заботой при подготовке выступления должна стать аудитория:

Этапы подготовки к выступлению (докладу):

  1. Сбор всех имеющихся материалов – относящихся к теме выступления и соответствующих потребностям и интересам ваших слушателей.

  2. Отбор самого необходимого – наиболее интересного, объективного и убедительного материала.

  3. Расположение – распределить материал в логической последовательности.

  4. Интерпретация – сделайте набросок вашей интерпретации материала.

  5. Придание законченной формы – определите, как вы будете представлять материал, какие вспомогательные средства использовать.

Обязательными признаками хорошего выступления являются четкая структура и безупречная внутренняя логика. Именно логика речи может полностью захватить внимание слушающих.Сообщение должно представлять интерес для слушателей и быть сформулировано понятным языком.

При устном общении необходима определенная избыточность информации, ее повторение, т.к. трудно полностью воспринять сообщение на слух без потерь.

Часто ссылаются на изречение, которое приписывают старшине Британской армии:

«Сначала скажите им, что вы собираетесь сказать.

Потом скажите.

Потом скажите им, что вы им сказали».

Максимальное сосредоточение внимания наблюдается в первые 30 секунд и в последние 30 секунд выступления. Вначале слушатели, как правило, хотят знать, о чем пойдет речь, а в конце сосредоточатся для того, чтобы все-таки не упустить смысл выступления, даже если они его совсем не слушали. В середине между этими пиками внимание остается на сравнительно низком уровне, нарушаемом волнами возрастания заинтересованности (см. рисунок)

Изменение уровня концентрации внимания аудитории во время выступления

Особенно важное значение имеет начало выступления – это не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, возбуждения интереса, завоевание внимания.

Существует несколько стратегий начала выступления.

Однако затягивание самого хорошего вступления может отрицательно сказаться на всем выступлении.

Начало должно быть уверенным!

Задача главной части выступления – повести за собой мысль аудитории за счет четкого логического построения. Речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, логические переходы тщательно отрабатываются, чтобы слушатели не теряли нить разговора.

Заключение может содержать:

Старайтесь поддерживать зрительный контакт со слушателями, говорить четко, ясно, громко, без торопливости и монотонности, по возможности выразительно и просто. Полезно менять тем и громкость речи . Выдерживайте паузу если ваши слова вызвали бурную реакцию аудитории, заданный вами вопрос вызвал внимание, если на заданный вам вопрос отвечают сами слушатели, если нужно привлечь внимание слушателей.