Публичное выступление
Публичное выступление является профессионально важном навыком современного бизнесмена. Имея хорошие навыки публичного выступления, бизнесмен может использовать их как для решения практических задач своего бизнеса, так и для самопрезентации. Существуют следующие виды публичного выступления:
-
лекция;
-
доклад;
-
выступление на митинге (совещании, собрании),
-
информирование;
-
отчет;
-
публичное заявление;
-
информационное сообщении;
-
интервью;
-
рекламное обращение;
-
дебаты или дискуссия.
Алгоритм подготовки публичного выступления.
Выступление рассматривается одновременно как речь и как событие.
Алгоритм включает следующие шаги:
-
формулировка темы речи (в ней должна четко угадываться цель),
-
начало выступления (введение в тему и установление контакта с аудиторией), которое может осуществляться с помощью разных стратегий, например, стратегии прямого, контрастного или постепенного вторжения в тему, но не должно быть неконструктивным, например, оправдывающимся, извиняющимся или расплывчатым,
-
основная часть (тезисы, следствия, логические переходы), которая должна быть доказательна, наглядна, интересна,
-
заключение (подведение итогов), которое также может включать обобщение сказанного, пожелание, изложение перспектив, призыв или лозунг, заострение нерешенного вопроса; на этой фазе можно оставить время для вопросов и ответов.
Формулировка темы зависит, с одной стороны, от цели выступления, а с другой – от интересов и особенностей восприятия аудитории. Она должна привлекать внимание, быть простой и в то же время достаточно броской, вызывать у слушателей ощущение неопределенности.
Цель речи должна быть понятна с первых же слов.
Главной же заботой при подготовке выступления должна стать аудитория:
-
Что интересно слушателям, каковы их потребности?
-
Что им уже известно по теме выступления, а что – нет?
-
Что ожидают от вас услышать?
-
Для чего нужна им эта информация?
Этапы подготовки к выступлению (докладу):
-
Сбор всех имеющихся материалов – относящихся к теме выступления и соответствующих потребностям и интересам ваших слушателей.
-
Отбор самого необходимого – наиболее интересного, объективного и убедительного материала.
-
Расположение – распределить материал в логической последовательности.
-
Интерпретация – сделайте набросок вашей интерпретации материала.
-
Придание законченной формы – определите, как вы будете представлять материал, какие вспомогательные средства использовать.
Обязательными признаками хорошего выступления являются четкая структура и безупречная внутренняя логика. Именно логика речи может полностью захватить внимание слушающих.Сообщение должно представлять интерес для слушателей и быть сформулировано понятным языком.
При устном общении необходима определенная избыточность информации, ее повторение, т.к. трудно полностью воспринять сообщение на слух без потерь.
Часто ссылаются на изречение, которое приписывают старшине Британской армии:
«Сначала скажите им, что вы собираетесь сказать.
Потом скажите.
Потом скажите им, что вы им сказали».
Максимальное сосредоточение внимания наблюдается в первые 30 секунд и в последние 30 секунд выступления. Вначале слушатели, как правило, хотят знать, о чем пойдет речь, а в конце сосредоточатся для того, чтобы все-таки не упустить смысл выступления, даже если они его совсем не слушали. В середине между этими пиками внимание остается на сравнительно низком уровне, нарушаемом волнами возрастания заинтересованности (см. рисунок)
Изменение уровня концентрации внимания аудитории во время выступления
Особенно важное значение имеет начало выступления – это не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, возбуждения интереса, завоевание внимания.
Существует несколько стратегий начала выступления.
-
Прямое вторжение в тему – начинается с прямого повторения названия доклада и четкой формулировки его цели и основных проблем (разделов).
-
Контрастное введение в тему – выступление начинается с заострения противоречия.
-
Постепенное введение в тему через интригующий рассказ, притчу, случай из жизни.
Однако затягивание самого хорошего вступления может отрицательно сказаться на всем выступлении.
Начало должно быть уверенным!
Задача главной части выступления – повести за собой мысль аудитории за счет четкого логического построения. Речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, логические переходы тщательно отрабатываются, чтобы слушатели не теряли нить разговора.
Заключение может содержать:
-
обобщение сказанного и постановку задач на будущее;
-
пожелание;
-
изложение перспектив;
-
призыв или лозунг;
-
заострение нерешенного вопроса
Старайтесь поддерживать зрительный контакт со слушателями, говорить четко, ясно, громко, без торопливости и монотонности, по возможности выразительно и просто. Полезно менять тем и громкость речи . Выдерживайте паузу если ваши слова вызвали бурную реакцию аудитории, заданный вами вопрос вызвал внимание, если на заданный вам вопрос отвечают сами слушатели, если нужно привлечь внимание слушателей.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.