Программа самостоятельной работы студентов
Номера разделов и тем | Виды СРС | Сроки выполнения | Формы контроля СРС | Объём часов |
1.1 | Задание 1, ауд. | 1 неделя | Опрос | 0,5 |
1,1, 1.2 | Реферат, задание 2 | 01.10 | Проверка реферата Комп. тест | 16 |
1.1,1.2 | Компьютерное тестирование, ауд | Текущее занятие | Результаты теста | 0,5 |
1.1, 1.2 | Сочинение, задание 3 | 01.11 | Проверка сочинения | 9 |
2.1 | Задание 4 | 15.10 | Проверка задания | 3 |
2.2 | Изучение материала пособия, подготовка ролевых игр | К текущему занятию | Работа в аудитории | 6 |
2.3 | Задание 5 | 01.11 | Проверка задания | 3 |
2.3 | Подготовка к контрольной работе | К текущему занятию | К/р | 4 |
2.4 | Задание 6 | 15.11 | Проверка задания | 2 |
2.5 | Подготовка публичного выступления | 15.12 | Доклад | 8 |
3.2, 3.3 | Задание 7
| 15.12 | Дискуссия по проблемам этики бизнеса | 4 |
4.1, 4.2 | Изучение материала пособия, подготовка ролевых игр | К текущему занятию | Работа в аудитории | 11 |
4.3 | Подготовка к деловой игре «Переговоры» | К текущему занятию | Работа в аудитории | 4 |
Задание 1 (работа в аудитории); тема 1.1, объем – 0,5 час.
-
Приведите примеры социальных норм, регулирующих поведение в деловой среде.
-
Приведите примеры формальных и неформальных социальных санкций.
-
Какими неформальными санкциями подкрепляется соблюдение норм делового этикета?
-
Приведите примеры проявления каждого из пяти принципов делового этикета.
-
Поясните, каким образом нормы делового этикета выполняют имиджевую функцию (функцию самопрезентации).
Задание 2 (выполняется вне аудитории); тема 1.1, объем – 16 час., срок сдачи – 01.10.
Реферат «Правила делового этикета»
-
Правила поведения в общественных местах (учреждениях, предприятиях, бизнес-центрах): принятые и запрещенные действия, перемещение в пространстве, требования к внешнему виду и одежде.
-
Правила делового этикета (приветствие, представление, прощание).
-
Взаимодействие людей разного статуса (возраста, положения, пола), одного человека и группы.
-
Представление о вежливости.
-
Этикет личной беспеды и телефонного разговора.
-
Этикет письменных коммуникаций.
-
Деловой костюм.
Рекомендации должны учитывать статусные, возрастные и половые различия участников взаимодействия, степень их знакомства и место действия.
Реферат оформляется на листах формата А4 в рукописном виде. Титульный лист, оглавление, нумерация страниц, список использованных источников и ссылки на них в тексте – обязательны.
Текст реферата должен быть разработан самостоятельно, не допускается заимствование готовых рефератов. Содержание и последовательность разделов представленной работы должно соответствовать заданию.
Задание 3 (выполняется вне аудитории); тема 1.1, 1.2, объем – 9 час., срок сдачи – 01.11.
Сочинение «Личная программа создания позитивного профессионального имиджа»
включает следующие вопросы:
1. Из чего складывается позитивный имидж менеджера
2. Каким должно быть поведение менеджера для создания положительного впечатления
3. Как связаны требования к поведению менеджера с особенностями его профессиональной деятельности.
4. Что в моем поведении необходимо изменить, чтобы оно соответствовало профессиональным требованиям.
5. Какие действия я для этого могу предпринять.
При выполнении задания использовать пособие
Задание 4 (выполняется вне аудитории); тема 2.1, объем 3 час, срок сдачи 15.10.
-
Пояснить, в чем разница между тремя аспектами общения: восприятием, взаимодействием и коммуникацией
-
Объяснить, для чего нужно понимать структуру процесса коммуникации
-
Указать возможные причины ошибок при передаче и приеме информации (коммуникативных барьеров), привести по 3 примера возникновения ошибок восприятия, связанных с факторами статуса, привлекательности и «отношения ко мне»
-
Привести примеры коммуникативных барьеров, с которыми вы сталкивались при общении с другими людьми.
-
Указать, какие из невербальных сигналов для вас наиболее важны при общении.
-
Привести примеры конгруэнтного и неконгруэнтного поведения человека; сопоставить восприятие его партнером по общению
При выполнении задания использовать пособие
Задание 5 (выполняется вне аудитории); тема 2.2, объем 3 час., срок сдачи 01.11.
1. Привести по два примера использования каждой из техник активного слушания
-
«Эхо» («Зеркало»)
-
Перефразирование
-
Обобщение
-
Отражение чувств собеседника
2. Привести по два примера открытых, закрытых и уточняющих вопросов.
3. Привести по одному примеру на использование различных приемов аргументации и контраргументации.
При выполнении задания использовать пособие.
Задание 5 (выполняется вне аудитории); тема 2.3, объем 3 час., срок сдачи 15.11.
1) Присти три примера поведения участников взаимодействия, не совместимого с понятием партнерского общения.
2) Привести по три примера взаимодействий, соответствующих каждой из четырех схем (см. пособие – использование модели транзактного анализа).
3) Пояснить преимущества модели взаимодействия «Взрослый» - «Взрослый» и трудности, возникающие при ее реализации.
Задание 6 (выполняется вне аудитории); тема 2.4, объем 2 час., срок сдачи 01.12.
-
Привести три примера того, как в одной и той же ситуации можно использовать оценочные и безоценочные высказывания.
-
Привести три примера того, как в одной и той же ситуации можно использовать позитивные и негативные формулировки
3. Привести примеры использования безоценочных позитивных формулировок в следующих ситуациях:
-
принесение извинений;
-
критика;
-
обращение с просьбой;
-
отказ;
-
выражение несогласия;
-
позитивное высказывание в адрес собеседника;
-
противостояние нежелательному поведению.
Задание 7 (выполняется вне аудитории); тема 3.1, 3.2, объем 4 час, срок сдачи 15.12.
-
Изучить материал Главы 1 пособия Волгина М.Ю., Редькина М.В. Профессиональное поведение менеджера. Деловая этика и управление конфликтами: Учебное пособие: В 2-х ч. – СПб.: ПИМаш, 2010, Составить список вопросов для самопроверки.
-
Привести 5 примеров нарушения микроэтики, описать последствия таких нарушений.
-
Привести 7 примеров нарушения макроэтики, описать последствия таких нарушений.
- М.В. Редькина Профессиональное поведение менеджера Опорный конспект лекций
- Цели преподавания курса.
- Задачи курса
- Программа самостоятельной работы студентов
- 2.1. Содержание дисциплины
- Раздел 1. Требования к профессиональному поведению менеджера
- Тема 1.1. Нормы делового поведения и их значение в профессиональной деятельности
- Тема 1.2. Особенности делового общения
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- Тема 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении
- Тема 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Тема 2.3. Партнерское взаимодействие
- Тема 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- Тема 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Регламентация делового поведения
- Правила делового этикета как частный вид социальных норм
- Принципы делового этикета
- 1.2. Особенности делового общения Общение как инструмент профессиональной деятельности менеджера
- Специфика делового общения.
- Перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие общения.
- Принципы построения деловых отношений. Условия установления доверия в деловом взаимодействии.
- Поведение как способ самопрезентации делового человека
- Профессионально важные личные качества и создание позитивного имиджа.
- 1. Качества, наиболее значимых для успешного выполнения работы
- 2. Качества, характерные для преуспевающих деловых людей:
- Речевые обороты, отражающие активную жизненную позицию. Реактивный и проактивный язык
- Раздел 2. Психология и этикет делового общения
- 2.1. Восприятие и понимание в межличностном общении Процесс восприятия как основа познания внешнего мира. Восприятие человека человеком (социальная перцепция).
- Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
- Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
- Понятие психологической установки.
- 2.2. Эффективные деловые коммуникации
- Структура коммуникационного процесса
- На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
- Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.
- Коммуникативные техники в деловом общении Техники активного слушания
- Методы управления напряжением в диалоге
- Техники постановки вопросов
- Техники аргументации
- 2.3. Партнерское взаимодействие Общение как взаимодействие.
- Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
- Модель уверенного поведения как основа корректного делового стиля
- В современной деловой культуре общение строится с использованием модели уверенного поведения
- 2.4. Речевой этикет, его основные требования и правила
- 2.5. Правила деловых коммуникаций
- Письменные
- Публичное выступление
- 3. Деловая этика
- 3.1. Этика в бизнесе и ее значение в хозяйственной деятельности. Нравственные категории и их роль деловом взаимодействии
- Этика и ее роль в системе рыночных отношений
- Нравственно-экономический конфликт в системе рыночных отношений
- Существующие концепции этики бизнеса
- 1. Утилитаризм
- 2. Деонтическая этика и этика справедливости
- 3. Религиозная этика
- Пример выработки решения на основе утилитаризма
- 3.2. Проблемы микроэтики.
- Корпоративные этические кодексы.
- 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса. Этическая составляющая отношений организации с внешней средой
- Социокультурные последствия хозяйственной деятельности предприятия.
- Регулирование проблем в области макроэтики
- Социальная ответственность бизнеса
- 4. Управление стрессами и конфликтами
- 4.1. Стрессы в профессиональной деятельности менеджера Профессиональный стресс и его негативные последствия
- Группы стрессоров :
- Неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях.
- Стратегии совладания (копинг-стратегии) по а. Лазарусу
- Методы управления стрессами
- Преодоление стресса
- Профилактика стрессов
- 4.2. Межличностные конфликты Отличительные особенности межличностных конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Поведение в условиях конфликта
- Поведение в условиях высокого эмоционального напряжения
- 4.3. Переговоры как средство разрешения конфликта Разрешение конфликта путем переговоров
- Эффективность переговоров для разрешения конфликта
- Жесткий, мягкий и торговый стили ведения переговоров
- Метафоры, иллюстрирующие принципиальный подход к ведению переговоров.