Понятие и сущность управления
Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Управление — это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.
Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в живых организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).
Управление в технических системах — это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.
Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.
Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы и другие сообщества с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (социологии, социальной психологии, психологии) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. И здесь социология избрала свое направление исследования.
Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако c изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.
В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. В русскоязычной научной литературе сложилась традиция рассматривать эти понятия как находящиеся в следующей зависимости друг от друга:
Административная система — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе, прежде всего в государственной системе.
Менеджмент — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе, в частных фирмах и корпорациях.
Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений между людьми, которые различаются местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, а также местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
Американцы, говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» – администрирование. Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».
Питер Дракер указал на характерные черты процесса управления:
Управление касается прежде всего людей. Главным ресурсом выступают люди, поэтому внимание менеджеров концентрируется на лучшем использовании их потенциала. Отсюда главной задачей менеджера является эффективное управление трудовыми коллективами, как формальными, так и неформальными отношениями.
Управление обусловлено культурой данного общества, что предусматривает необходимость учета разделяемых данным сообществом культурных ценностей.
Управление требует простых и понятных целей, задач и ценностей, которые могут объединить всех членов организации.
Управление должно сделать организацию способной к обучению и адаптации к новым условиям.
Управление требует коммуникации, обмен информацией как внутри организации, так и со внешней средой.
Управление требует системы показателей, позволяющих контролировать, оценивать и повышать эффективность действия.
Управление должно быть однозначно ориентировано на основной и главный результат.
Два основных подхода к рассмотрению управленческой деятельности. Институциональный подход концентрирует внимание на группе лиц, которой доверено право отдания приказов и распоряжений. Другой подход – функциональный, очерчивает те действия, которые служат управлению процессами труда, которые являются необходимыми для реализации целей организации. В данном подходе управление выступает процессом реализации управленческих функций.
Управленческие процессы и функции.
Обычно в управленческой науке выделяют четыре главных процесса, которые некоторые исследователи называют также управленческими функциями: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – предвидение будущих условий, указание средств, с помощью которых должны быть реализованы будущие цели и задачи.
Стратегическое, тактическое, операционное
Г. Кунц (H.Koontc) и С. О'Доннел (C.ODonnell) определили главные принципы планирования
- принцип конкретности, ясная и четкая формулировка целей
- принцип пунктуальности
- принцип эластичности возможность корректировки
- принцип оптимального временного горизонта, компромисс между неопределенностью и излишней краткосрочностью
Организация выбор средств и методов действия и упорядочение их в пространстве и времени
Принципы организации
- принцип разделения труда, основанный на разделении сложных функций на меньшие элементы и поручение их выполнения отдельным элементам организации;
- принцип гармонизации, основывается на гармоничном отборе элементов и гармонизации хода действий во времени;
- принцип специализации, группировка должностей и мест труда согласно принятым критериям;
- принцип иерархии. Разделение организации на несколько уровней управления, иерархически зависимых между собой;
- принцип кратчайшего пути, касается перемещения документов и информации;
- принцип делегирования полномочий, решения должны приниматься в месте появления проблемы;
- принцип равновесия прав и ответственности;
- принцип исключений;
Результатом организации выступает структура организации
Мотивация – это побуждение сотрудников к выполнению задач в рамках очерченной организационной структуры. Охватывает объяснение целей и обоснование задач. Функцией мотивирования выступает организация поведения людей, направленного на достижение определенных целей.
Для эффективной деятельности, а в особенности решения сложных задач, полезнее всего так называемая средняя мотивация. Это означает, что максимум выполнения задач приходится на мотивацию средней интенсивности.
Различается также негативная и позитивная мотивация.
Контроль основывается на установлении и оценке результатов деятельности, результатом чего должно стать исключение потенциальных отклонений от намеченного плана.
Процесс контроля 1) установление норм 2) измерение результатов 3) сравнение результатов с нормами 4) оценка результатов.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь