logo search
Лекции - Управление персоналом Валиева О

5. Выделяют следующие типы организационных культур:

- праксиологическая. Этот тип характеризуется тем, что определение целей, выбор направлении деятельности рассматривается как средство повышения экономической эффективности и увеличения прибыли. Реализуется совместно-творческий тип деятельности, во главу угла ставятся ценности профессионального роста, результаты оцениваются по достигнутым целям;

- предпринимательская. Для этого типа характерно использование предпринимательской деятельности как средства привлечения ресурсов для дальнейшего развитая. Работа выполняется совместно и индивидуально, преобладают индивидуальные ценности, основой оценки результатов служит прибыль;

- опекунская (патриархальная). Здесь средством достижения единства служит обсуждение. Используется совместно-взаимодействующий тип работы, важны коллективные ценности, оценка результатов производится не столько в привязке к конкретным показателям, сколько на основе принятых традиций и ритуалов;

- бюрократическая. В, ней единство обеспечивается за счет разработки формальных процедур принятия решений, оценки, контроля. Используется совместно-последовательный тип деятельности, преобладают индивидуальные ценности, результаты работы оцениваются исходя из показателей прибыли компании.

6. В рамках одной организации можно выделить несколько субкультур, существование которых обусловлено наличием уровней, подразделений в организации, различных профессиональных, возрастных и социальных групп. Выделяют три основных типа субкультур:

- анклав доминирующей организационной культуры, в котором приверженность ключевым ценностям организации проявляется больше, чем в других ее частях (обычно это субкультура системы органов управления организацией);

- гибкая, приспособленческая субкультура, сочетающая в себе ключевые ценности доминирующей культуры и набор других, не противоречащих первым ценностей, продиктованных спецификой деятельности отдела или территориальными условиями;

- контркультура, упорно отвергающая то, что организация хочет достигнуть.

Технология управления организационной культурой включает в себя такие этапы, как:

- интеграция стратегии организации и разработанных и внедряемых ценностей, норм и правил поведения;

- создание социально-психологического пространства намерений, позиций, ценностей, в которые вовлекаются все члены организации и которые совпадают с миссией компании, ее стратегией;

- формирование мотивационной стратегии;

- развитие коммуникационных связей между сотрудниками одного уровня и между руководителями и подчиненными;

- утверждение приветствуемого стиля лидерства.